- Анатолий Кириллович, как вы оцениваете результаты парламентских выборов на Украине? Не считаете ли вы, что убедительная победа правых, представленных блоком "Наша Украина", приведет к переориентации вектора экономического сотрудничества Украины с России на Запад?
- Результаты выборов достаточно сложные и неоднозначные. Главная задача, которая ставилась перед выборами-2002, состояла в том, чтобы сформировать дееспособный парламент, в котором было бы профессиональное большинство, готовое к сотрудничеству с президентом и правительством. Но, к сожалению, результаты выборов не приблизили нас к решению этой задачи.
Конфигурация политических сил в новом составе Верховной Рады такова, что ни одна его составляющая - ни левые политические силы, ни правые, ни центр - по ряду причин на данном этапе не готовы сформировать устойчивое парламентское большинство.
Однако я абсолютно убежден в том, что новый состав парламента не допустит ухудшения украинско-российских отношений, поскольку альтернативы углублению стратегического партнерства между нашими государствами нет. Какая бы политическая пена ни поднималась на гребень волны (особенно в "предвыборных штормах"), время снесет ее, потому что сотрудничество объективно выгодно и для Украины, и для России. Сегодня, нужно признать, уже не идеология, не политика диктуют экономике свои правила, но экономические интересы задают тон в политических переговорах между двумя государствами. Хорошей иллюстрацией к сказанному, на мой взгляд, может служить сотрудничество украинского правительства с российскими нефтяными компаниями. Мы подписали меморандум о сотрудничестве, согласно которому обязались согласовывать наши действия на рынке, экспортную, импортную политику. И сегодня российские компании, которые работают в Украине и владеют частью украинских нефтеперерабатывающих предприятий, по сути, лоббируют в российском правительстве те изменения в законодательстве, которые фактически совпадают с украинскими интересами - в частности относительно НДС на сырую нефть. Потому что чем ниже здесь, в Украине, финансовые результаты деятельности российских компаний по переработке нефти, тем меньше у них средств для того, чтобы инвестировать в добычу нефти на территории России. Экономические интересы Украины и России завязаны в тугой узел, и от этого никуда не деться.
- Тем не менее посол Украины в РФ Николай Белоблоцкий заявил о том, что объемы товарооборота между Украиной и Россией стремительно сокращаются┘
- За первый квартал этого года падение товарооборота составило 17-18%. Это серьезный показатель, который тревожит как нас, так и российскую сторону. На падении объемов товарооборота в первую очередь сказалось ухудшение конъюнктуры на мировых рынках. Протекционистские меры, принятые каждой страной с целью защиты своих производителей, конечно же, не способствуют активизации экспортно-импортной деятельности. Так, введение российской стороной ввозных пошлин, а также жесткое квотирование продукции, которая поставляется с Украины, не только снизили экспортную активность украинских производителей, но и сказались негативно на экономике Украины в целом. Как известно, с украинской стороны были приняты ответные меры.
Сегодня мы вышли на понимание необходимости синхронизации законодательства Украины и России - особенно в сфере налогообложения, таможенных правил. На мой взгляд, нам нужно исходить из безальтернативного варианта сотрудничества Украины и России.
- Будет ли рассматриваться во время встречи с Касьяновым проблемный для обоих государств вопрос о зоне свободной торговли?
- Безусловно. На уровне премьер-министров мы планируем обсудить все проблемы, которые препятствуют подписанию двустороннего соглашения об этом. В июне вопрос будет рассмотрен в Киеве, на очередном плановом заседании межгосударственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
- Видимо, шаги навстречу России предполагают в первую очередь общее видение цели украинскими ветвями власти - ведь, если в новом парламенте сложится "прозападное" большинство, сотрудничество Украины с Россией и странами СНГ будет под вопросом?
- Я бы хотел, чтобы стратегические решения о партнерстве и сотрудничестве - будь то вхождение в Таможенный союз или интеграция в евразийское экономическое пространство - принимались не на основе эмоциональных политических подходов, а по результатам глубокой аналитической работы и технико-экономического обоснования. Если положительных экономических сторон больше - нужно принимать решение о вхождении в ту или иную организацию, если больше минусов - необходимо искать оптимальные формы сотрудничества. Но главный вектор нашей работы направлен на то, чтобы последовательно снимать барьеры в сотрудничестве как между Украиной и Россией, так и в рамках СНГ в целом. И чем глубже будет такая интеграция, чем эффективнее сотрудничество, тем меньше мы будем зависеть от амплитуды политических колебаний.
Что касается парламентского большинства, то переговоры о его формировании постоянно ведутся. Блок "За единую Украину!", который и я представляю, готов к сотрудничеству со всеми политическими силами, представленными в парламенте. Важно вначале сформулировать те задачи, над которыми предстоит вместе работать, а на основе общего видения проблем сообща начинать работу.
Мне, например, очень импонирует часть программы Компартии - относительно совершенствования структуры экономики, методов защиты внутреннего рынка, социальной политики. Точно так же мне близки некоторые идеи правых - касающиеся, скажем, формирования эффективного института собственников, необходимости интеграции в европейскую и мировую экономическую систему. То есть общие цели у нас есть, необходимо только найти возможность отбросить на второй план политические амбиции, и формирование дееспособного парламентского большинства, лишенного идеологических предубеждений, перестанет быть проблемой.
- Вы сказали, что "За единую Украину!" ведет переговоры о сотрудничестве со всеми парламентскими политическими силами. Ведутся ли такие переговоры с блоком Виктора Ющенко? Готовы ли вы как премьер-министр к разговору о создании парламентского большинства на основе "ЗаЕдУ!" и "Нашей Украины" - ценой создания нового правительства?
- Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что, согласно Конституции Украины, избрание нового парламента не ведет к обязательной смене правительства. Кабинет министров, согласно Конституции, утверждается на срок полномочий президента, который истекает только в 2004 году. До тех пор "автоматические" ротации правительства законодательством не предусмотрены.
Во-вторых, правительство в любом случае не будет предметом торга. Если для решения проблем общегосударственного масштаба, перечень и очередность которых определит парламентское большинство, понадобится укрепление правительства - в том числе на основе кадровых предложений блока "Наша Украина", - подобные предложения можно рассматривать. Но нужно начать с первого шага - сформировать большинство. Это основа для переговоров. Иначе Кабинет министров превратится в разменную монету, в предмет торга относительно определения условий сотрудничества между той или иной парламентской силой. Мы этого допустить не можем. Если в исходных условиях заложены политические амбиции, не учитывающие интересов государства, переговоры о сотрудничестве бесперспективны.
- Как вы считаете, может ли взаимная неуступчивость парламентских сил завершиться импичментом президента Украины? Ведь в Киеве говорят о том, что многим политическим лидерам и парламентское большинство, и кресло премьер-министра необходимы только как трамплин к победе в досрочных выборах президента?
- Импичмент нереален. Ни одна политическая сила в парламенте не сможет набрать большинства голосов по этому вопросу. Думаю, что такие заявления следует расценивать не столько как намерение, сколько как популистские декларации. Возможно, оно прозвучало в связи с тем, что еще не спал накал предвыборной кампании и КПУ по инерции продолжает конкурировать за право называться "основной оппозицией". Это естественно с точки зрения политической конкуренции. Но, надеюсь, все члены парламента понимают возможные последствия подобного шага. До импичмента в любом случае не дойдет, но сама процедура может стать очень серьезным ударом для страны, потому что неминуемо углубится политическая нестабильность, снова будет подорвано доверие к Украине со стороны международного сообщества. Ни один серьезный инвестор после таких встрясок сюда не придет. Поэтому правительство и значительная часть Верховной Рады будут делать все, чтобы президентские выборы состоялись, как и предусмотрено Конституцией, в 2004 году.
Киев