Партийные боссы Казахстана и среднеазиатских республик, как известно, никогда не отличались особой скромностью в быту и чрезмерным бескорыстием. Даже сквозь несокрушимую стену советской цензуры нет-нет, да и пробивались в общество скупые факты о байских замашках высоких начальников в Ташкенте, Алма-Ате или Фрунзе.
Само собой разумеется, немыслимые по тем временам комфорт, роскошь и другие услады жизни подпитывались взятками, подношениями и масштабными приписками. С тех пор много ледниковой воды сбежало с гор в солнечные азиатские долины. Но как-то так получилось, что коррупционные скандалы до сих пор то и дело сотрясают центральноазиатские республики. Последний адрес - Казахстан. Прокуратура Швейцарии завела несколько уголовных дел, связанных с отмыванием грязных денег. Объем материалов расследования таков, что прокурор кантона Женева Бертосса, который ведет дела, вряд ли успеет закончить их к маю этого года, когда у него истекают сроки полномочий. Тем более что силы женевского юриста крепко подорваны многолетним противоборством с Павлом Бородиным, с которым так и не смогла справиться рафинированная швейцарская Фемида.
Как известно, короля делает свита. Анализируя все, что происходит сегодня в Казахстане, остается только предполагать, какая тут степень вины самого Нурсултана Абишевича, но в том, что созданный им политический режим благоприятствует воровству и взяточничеству, сомневаться не приходится. Более того, в эпицентре всех финансовых скандалов всегда почему-то оказываются близкие и дальние родственники главы казахстанского государства, в том числе его дочь Динара. Именно на ее имя открыты многочисленные счета на сотни миллионов долларов в банках Швейцарии. Отлаженная система подношений, которые западные компании выплачивали членам назарбаевского клана за содействие в налаживании в Казахстане сверхприбыльного нефтяного бизнеса, не знала сбоев. До тех пор, пока швейцарская юстиция не заинтересовалась происхождением огромных сумм денег, шедших мощным потоком через офшорные компании далеких экзотических островов на именные счета в Цюрихе и Женеве.
Еще осенью прошлого года с резким осуждением политики президента Казахстана, направленной на свертывание демократических преобразований в республике, выступил тогда еще губернатор Павлодарской области Галымжан Жакиянов. Демарш областного руководителя и его единомышленников был направлен также и против усиленно насаждаемой правящей верхушкой Казахстана идеи о возможности наследственной передачи президентской власти родной дочери Назарбаева Динаре Кулибаевой. Той самой Динаре, которая в августе 1999 г. открыто, без всяких условностей обратилась в швейцарский суд с иском о разблокировании принадлежащих ей счетов, замороженных женевским судом. О происхождении этих счетов мы уже рассказывали, и, разумеется, швейцарцы оставили иск без удовлетворения.
Семена страха, которые усиленно сеются в обществе, негативным образом сказываются на психологии и поведении людей, на их жизненных перспективах. Политическая эмиграция стала в Казахстане, Узбекистане и Туркмении единственным выходом для тех, кто вступил в открытую борьбу с режимом. Справедливости ради надо сказать, что среди тех, кто покинул эти страны, немало и проворовавшихся чиновников самого разного уровня. К их числу, например, относится и бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин, обрядившийся теперь в тогу борца с тиранией Назарбаева.
В центральноазиатских республиках все меньше остается русскоязычного населения. Уехали на историческую родину десятки тысяч немцев. А ведь русские, украинцы, белорусы и немцы были самой образованной, работоспособной и хорошо обустроенной частью казахстанского общества, занятой главным образом в технологических секторах экономики.
Большой отток русскоязычного населения наблюдается и из Казахстана. Провозглашенная когда-то с легкой руки Леонида Брежнева "лабораторией дружбы народов", республика постепенно превращается в моноэтническое государство с ярко выраженными националистическими тенденциями. И оно изначально обречено на перманентную борьбу местных кланов и группировок за сферы политического и экономического влияния. Ничего хорошего казахстанскому народу это, естественно, не сулит. Столь заметный крен в сторону национализма волнует не только русскоязычных казахстанцев, но и цивилизованную часть национальной казахской интеллигенции, а также существенный слой государственного и управленческого аппарата, представителей бизнес-сообщества.
В ноябре 2001 г. по инициативе губернатора Павлодарской области Галымжана Жакиянова было создано общественное объединение "Демократический выбор Казахстана", которое объявило на первом всеказахстанском собрании демократической общественности о проведении общенационального референдума по вопросу выборности глав местных администраций всех уровней. В Казахстане они назначаются лично Назарбаевым, поэтому всегда безупречно лояльны и покорны. Требование о проведении референдума было Назарбаевым отклонено.
Такая же жесткая борьба с инакомыслием наблюдается в Киргизии и в Туркмении, где политические элиты переживают нешуточный раскол. В Джелалабадской области Киргизии, например, дело недавно дошло до прямого столкновения оппозиции с властью, в результате чего имеются человеческие жертвы. По всей видимости, мы станем свидетелями и других не менее драматических коллизий, источником которых будет упорное нежелание лидеров центральноазиатских государств что-либо изменить в соответствии с нынешними реалиями.
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что в Казахстане противостояние между властью и оппозицией стало развиваться по самому жесткому сценарию. Начались аресты лидеров оппозиции. Первым стал экс-министр энергетики Мухтар Аблязов. Председатель политсовета движения "Демократический выбор Казахстана" Галымжан Жакиянов лишь чудом избежал ареста - ему предоставлено убежище в посольстве Франции. Митинги общественности в поддержку оппозиции под различными предлогами срываются действиями правоохранительных органов. А ведущая оппозиционная телекомпания "ТАН" временно лишилась возможности вещать: ночью "неизвестными" снайперами был расстрелян фидер - техническое устройство, передающее сигнал на излучатель. События в Казахстане вступили в новую, весьма тревожную, фазу.