В своей новейшей истории Россия и Белоруссия вновь начали процесс естественного воссоединения ровно шесть лет назад - 2 апреля 1996 г., когда стороны заключили договор об образовании сообщества, а через год - союза двух стран, чтобы "осуществить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов".
Анализ результатов шестилетнего периода российско-белорусского интеграционного процесса заставляет сделать основополагающий вывод: Союз Беларуси и России, по сути, копирует путь, пройденный Содружеством Независимых Государств. У аналитиков вызывает большие сомнения серьезность намерений России и Белоруссии строить Союзное государство, поскольку стороны фактически не приступали к выполнению намеченной программы действий по его созданию. Союзный бюджет, составляющий символическую величину, из года в год не исполняется. Процессы "интеграции снизу" столкнулись с немалыми трудностями.
Те проблемы, которые возникли у Белоруссии после российского дефолта 1998 г., привели к большим дисбалансам в двусторонних экономических отношениях.
Правда, на этом негативном фоне имеются и позитивные подвижки. Некоторые крупные российские компании и промышленные группы стали проявлять интерес к покупке белорусских предприятий, к вложению капитала в Белоруссии, к реализации совместных программ. Однако объемы и формы экономического сотрудничества пока не соответствуют возможностям и потребностям Союзного государства.
В настоящее время усилились негативные явления в "интеграции сверху" - в создании общей институционально-правовой базы (системы исполнительных, законодательных, судебных органов, реализующих интеграционное сотрудничество в соответствии с договоренностями, и нормативной правовой базы, регулирующей деятельность всех вовлекаемых в сотрудничество субъектов). Фактически формирование единых союзных органов сегодня застопорилось, возникли большие разногласия при определении их полномочий. Сближение правовых норм, регулирующих более тесные хозяйственные отношения, практически не начиналось. За шесть лет декларированной интеграции стороны так и не смогли окончательно оформить даже зону свободной торговли - самую простейшую форму экономической интеграции.
Такое развитие событий угрожает созданию Союзного государства. Нынешние отношения России и Белоруссии следует характеризовать, строго говоря, как развивающиеся не в рамках декларированного Союзного государства, а как обычные партнерские двусторонние отношения, имеющиеся у России с любой другой страной СНГ. Широкая общественность России и Белоруссии вправе знать, почему же при наличии благоприятных предпосылок для единения двух родственных народов тем не менее двусторонняя экономическая интеграция по-настоящему не идет.
Самым серьезным препятствием для российско-белорусской экономической интеграции, особенно ее высших, наиболее развитых форм, являются различия в экономических механизмах России и Белоруссии, сложившихся в результате несовпадающих моделей реформ, невозможность быстрого преодоления серьезных различий в экономических моделях перехода к рынку. Различия экономических моделей сами по себе не являются непреодолимым барьером на пути широкой хозяйственной интеграции участвующих стран. Однако различия в идеологической основе и стратегической направленности реформ (в России - создание ускоренными темпами предпринимательского класса, прежде всего крупного, а в Белоруссии - модель "социально ориентированной рыночной экономики"), разное понимание сущности национальных интересов и подходов к обеспечению экономической безопасности страны затрудняют и делают невозможной в ряде областей эффективную интеграцию обеих стран, а тем более достижение конвергенции их хозяйственных систем. В первую очередь речь идет о трансформации отношений собственности, о возможности широкого притока российских инвестиций в белорусскую экономику, пределах и формах госрегулирования.
Преодоление отмеченного расхождения может потребовать достаточно длительного периода времени, поскольку этот процесс является сложным и трудоемким. Не исключено, что стороны могут в конечном итоге удовлетвориться оформлением самых простейших форм экономической интеграции - зоны свободной торговли или таможенного союза. Кроме того, возможен вариант дальнейшего развития двусторонних торгово-экономических отношений на рыночных принципах. Однако обстоятельства мировой политики и экономики, такие, как продвижение НАТО и Евросоюза на восток, заставляют Москву и Минск активизировать создание Союзного государства.