- Галымжан Бадылжанович, известно, что вы были одним из инициаторов проведения первой общей конференции движения "Демократический выбор Казахстана". Итогом ее работы стало сплочение под эгидой ДВК практически всех оппозиционных сил страны. Чем была продиктована необходимость такого шага? "Демократический выбор Казахстана" представляют очень разные люди┘
- Вы правы, в движение вошли разные люди. И в этом смысле конференцию вполне уместно назвать объединительной. С точки зрения тех стран, где существует развитый политический рынок, все партии и движения имеют отчетливо выраженное политическое лицо и борются за симпатии избирателей, такой шаг действительно может показаться странным.
Однако в сегодняшнем Казахстане положение принципиально иное. В стране не только нет политического рынка, но отсутствуют даже предпосылки для его возникновения. Подавляющее большинство республиканских средств массовой информации либо принадлежат властям, либо контролируются ими. Любое инакомыслие преследуется, любая инициатива оппозиции жестко блокируется. Поэтому думать о каких-то партийных предпочтениях и политических различиях в Казахстане явно преждевременно. Всем этим партиям просто негде будет работать, не говоря уже о какой-то межпартийной конкуренции. Сегодня ситуация предельно проста: есть власть, которая с упорством, достойным лучшего применения, стремится исключительно к самосохранению, и есть оппозиция власти, которая пытается удержать страну на очень зыбкой грани между авторитаризмом и демократическим путем развития.
И ради этой цели - сломать авторитарную политическую систему - в рядах "Демократического выбора Казахстана" сегодня и объединились все здоровые силы нашего общества.
- Но ведь руководство Казахстана не отрицает справедливости требований о демократических преобразованиях в стране...
- Формально - да. Так как в современном мире отрицать необходимость демократических реформ означает откровенно противопоставить себя международному сообществу. Позволить себе это не может руководство ни одной страны в мире, за исключением, быть может, нескольких, давно уже ставших в этом смысле одиозными.
Есть большая разница между формальными заявлениями о своей приверженности демократии и повседневной практикой, когда делается все возможное и невозможное для устранения любых политических оппонентов режима. А именно это происходит сегодня в Казахстане. И не только в Казахстане, но и в Киргизии, и в Туркмении, и в других государствах Центральной Азии. За примерами далеко ходить не надо, они у всех на слуху. Это и преследование независимых СМИ - а в Казахстане на них сегодня открыта настоящая охота, российские газеты об этом тоже писали. Это и возбуждение надуманных уголовных дел против многих лидеров и активистов оппозиции. Это и запугивание членов движения "Демократический выбор Казахстана", развернутое по всей стране региональными органами исполнительной власти и подразделениями Комитета национальной безопасности, другими силовыми структурами. Обо всех этих случаях неоднократно говорили казахстанские правозащитники и международные наблюдатели, но ситуация не меняется. Не думаю, что это как-то согласуется с заявлениями в поддержку демократии.
- Действительно такое поведение казахстанских властей, которое они демонстрируют сегодня, выглядит довольно странным. Не угрожает ли оно той самой стабильности, о которой руководство Казахстана охотно говорило прежде?
- Стабильность и гражданское согласие - один из самых устойчивых мифов, который сопровождал все эти годы формирование авторитарного режима в Казахстане. Но сегодня и этот миф поставлен под угрозу. Руководство страны вступило на очень рискованный путь - путь откровенного преследования инакомыслящих, переходящего границы дозволенного и выливающегося в откровенный политический экстремизм. Тем самым власть подталкивает общество к противостоянию самой себе и расшатывает ситуацию в стране. Все это дестабилизирует обстановку в Казахстане. И руководству страны стоит очень серьезно задуматься о последствиях такой безответственной политики.
- Сегодня, когда авторитет президента Назарбаева внутри страны падает, а его взаимоотношения с оппозицией крайне осложнились, насколько серьезные последствия для него может повлечь запрос депутата Абдильдина о швейцарских счетах главы государства?
- Эта история со швейцарскими счетами президента покрыта мраком и в Казахстане практически неизвестна. Поэтому многое будет зависеть от того, какие комментарии даст сам глава государства, насколько он прояснит ситуацию, насколько снимет возникшие к нему у депутатов вопросы.
Ясно, что факт разговоров вокруг неизвестных счетов президента, а также его ближайшего окружения и членов его семьи в швейцарских банках наносят ущерб международному имиджу Казахстана. И нужно тщательно разобраться во всех обстоятельствах этого дела, чтобы оно стало ясным и прозрачным для общества. Если президент Назарбаев ни в чем не виноват, то надо представить однозначные доказательства этого и прекратить обсуждать тему. А если глава государства действительно замешан в коррупции, то┘ остается только развести руками. В этом случае последствия, безусловно, должны быть самыми серьезными.