Власти Таджикистана возмущены высказываниями представителя президента в Госдуме РФ Александра Котенкова, который при обсуждении законопроекта о гражданстве заявил, что "Москва наполнена нищими и таджиками". В республике такое высказывание расценили как некорректное. "НГ" обратилась за комментарием к Александру Котенкову, который, в частности, сказал, что "имел в виду не конкретно таджиков, а тех людей, которые паразитируют на перекрестках столицы. Мы с радостью примем граждан Таджикистана в России при условии, если они легально въедут в страну".
Проблема действительно есть: за последнее время население Москвы возросло на 2 млн. человек. Разумеется, не только за счет таджиков. По неофициальным данным, число таджиков, приехавших на заработки в Москву, не превышает 40 тыс. Причем эта цифра стала уменьшаться после того, как в Таджикистане наступил мир. Однако республика, пережившая гражданскую войну, все еще не в состоянии реанимировать экономику и в полной мере обеспечить людей работой.
Принято считать, будто в России, и в частности в Москве, таджики работают только на рынках. Однако в основном их можно встретить на строительных объектах. Для российских заказчиков это не просто дешевая рабочая сила, но и иногда и совершенно бесплатная. Поскольку в России пока отсутствует нормативная база по защите трудовых мигрантов, люди нередко лишаются оплаты за свой труд. Понятно, что не все из них могут обратиться в суд. Но многие из обиженных обращаются в посольство Таджикистана в Москве. Таких заявлений набралась уже не одна сотня. Примерно все они похожего содержания: люди жалуются, что, приехав на заработки, были элементарно обмануты своими работодателями.
Нередки и жалобы на действия московской милиции. По данным посольства, сотрудники милиции задерживают граждан Таджикистана для проверки документов, доставляют в отделения, где зачастую уничтожают их регистрационные свидетельства, изымают паспорта, после чего избивают и отбирают все имеющиеся деньги. В заявлениях чаще прочих называется 78-е отделение милиции в Измайлове, где таджики проживают и торгуют на Черкизовском рынке. Консульство предоставило корреспонденту "НГ" возможность ознакомиться с жалобами за последний год. Самым чудовищным оказалось дело двух таджиков, которым в отделении милиции выдали вместо отобранных у них паспортов справку, удостоверяющую личность. А их документы якобы проходят в качестве вещественных доказательств по уголовному делу. При этом начальник милиции, по данным посольства Таджикистана, сказал, что вернет их документы, когда они бесплатно отремонтируют его квартиру.
В московский Центр временной изоляции несовершеннолетних, по словам пресс-секретаря посольства Халимы Хушкадамовой, часто попадают таджикские дети от 14 до 18 лет. Они тоже приезжают в российскую столицу на заработки. Ведь в Таджикистане мальчик этого возраста уже может полностью заменить взрослого и помогает матери содержать многочисленную семью. Кстати, многие семьи после войны остались без кормильцев. За прошлый год через спецприемник прошло 197 таджикских детей. К 1 марта их было 43, а сегодня осталось лишь двое. Всех либо выдают родственникам, либо отправляют на родину. Кстати, всего из стран СНГ через это детское учреждение за 2001 г. прошло 667 ребенка. Лидирует Украина, на втором месте - Таджикистан, на третьем - Молдавия.
Проблему нелегальной трудовой миграции, по мнению экспертов, нужно решить легализацией статуса таджикских сезонных рабочих, являющихся самой бесправной частью гастарбайтеров в России. Это позволит улучшить обстановку не только в сфере наркоторговли, но и в налогообложении.
Есть в Москве и другая категория граждан из Центральной Азии - люди, которых часто принимают за таджиков или узбеков. На самом деле это центральноазиатские цыгане - люли, джуги, мазанг, которые живут за счет профессионального попрошайничества. Многовековое влияние культуры окружающего населения сказалось на одежде, внешнем облике, вероисповедании цыган, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от узбеков или таджиков. В результате "деятельность" профессиональных нищих и вымогателей бросает густую тень на таджиков из-за того, что для российского милиционера "все они, чурки, на одно лицо".