Итак, бюджет Союзного государства Белоруссии и России на 2002 год, о котором столько говорилось, наконец принят в Минске на пленарном заседании 20-й сессии Парламентского собрания. Доходы бюджета будут составлять 2,6 млрд. российских рублей, а с учетом возврата выданных ранее кредитов для осуществления совместных союзных программ эта сумма возрастет до 3,3 млрд. российских рублей. Россия будет перечислять в этот общий "кошт" 1 млрд. 672 млн. (все исчисления ведутся в российских рублях), а Белоруссия - чуть более 900 млн. рублей. Теперь бюджет передается на рассмотрение Высшего Госсовета Союзного государства, который состоится, по предварительным данным, 20 марта.
Средства союзного бюджета, как уже сообщала "НГ", будут потрачены в основном на пять совместных программ, а также различные подпрограммы и проекты. Важно, что в число этих программ входит и финансирование подготовки белорусских военнослужащих в военных учебных заведениях Минобороны России. Сегодня Белоруссия - единственный надежный союзник России, прежде всего в военной сфере, поэтому двум странам важно адекватно реагировать на сегодняшнюю геополитическую ситуацию. В этой области есть пробелы как у России, так и у Белоруссии, с той только разницей, что в последнее время в Белоруссии очень активно идет реформирование армии, тогда как проведение военных реформ в России больше напоминает псевдореформы. Раз уж мы строим Союзное государство, видимо, и России, и Белоруссии имеет смысл "синхронизировать" свои военные реформы ради единой цели: чтобы на должном уровне защищать новое единое государство. Видимо, и союзный бюджет должен располагать необходимыми средствами для синхронизации военных реформ России и Белоруссии. Пока же мы можем (увы, не адекватно времени) обеспечивать худо-бедно функционирование региональной группировки войск Белоруссии и России.
Из общего российско-белорусского бюджета предусмотрено финансирование программы, нацеленной на развитие таможенной инфраструктуры пограничных пунктов на территории РБ на период до 2004 года. Есть программа совместной деятельности двух стран по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, но справедливости ради надо сказать, что Россия с гораздо меньшим энтузиазмом, чем в конце 80-х и начале 90-х, участвует в помощи чернобыльцам - как "своим", так и белорусским. Больным вопросом остается содержание союзной бюрократии - и хотя из бюджета столоначальники на этот раз "съедят" менее 5 процентов всех бюджетных средств, то и эта цифра кажется неоправданно завышенной с учетом низкой эффективности как исполнительной, так и законодательной власти. Но если исполнительная власть Союзного государства все-таки еще может что-то конкретное "предъявить" народу (в виде конкретных производств, решений экономических вопросов и т. д.), то законодательная власть все больше рассуждает и постоянно откладывает решение проблем, находящихся в ее компетенции (Конституционный акт, Союзный парламент и т. д.). Если эта перманентная говорильня с прежним КПД продолжится и в этом году, то и "менее 5 процентов всех бюджетных расходов" будет безмерно жаль. Правда, исходя из реальности напомним, что законодательная власть Союзного государства, как и в отдельно взятых России или Белоруссии, реально полностью подчинена исполнительной, и потому полетов во сне и наяву от нее, увы, ждать не приходится. А хотелось бы. Как хотелось бы и сдвинуть с мертвой точки (о чем "НГ" писала не раз) информационные программы Союзного государства, на которые в этом году выделяется 247 млн. рублей. Но поскольку наступательной идеологической стратегии по-прежнему нет (в отличие, например, от США), то вряд ли и в этом году расцветут сто цветов на скучном поле "информационного обеспечения". Хотя реалисты старой закалки, безусловно, скажут о том, что гораздо важнее финансовое обеспечение экономических, производственных и всех прочих программ.