4 марта состоялось первое заседание Межведомственной балансовой комиссии, на котором был рассмотрен вопрос о финансовом состоянии АО "Дальвостуголь". На первый взгляд событие рядовое. Однако если знать, что ему предшествовало, то получается, что это был один из эпизодов явления российскому народу нового типа захвата собственности. Явления, у которого есть конкретный автор - группа МДМ.
Вспомним, как подобные акции происходили до сих пор. Были печально известные залоговые аукционы, были силовые захваты, потом пришла эпоха судебных "комбинаций". Но в любых случаях даже самым крупным олигархическим группировкам приходилось договариваться с местными властями, правоохранительными органами, платить какие-то деньги и даже соблюдать хотя бы видимость законности. Ребята из МДМ решили упростить эту сложную методику. Согласно их принципам на аукционе надо всех "развести", предприятие захватить, денег не платить, а законы, как и власти, просто проигнорировать. И тогда все получится как нельзя лучше. Судите сами.
В январе этого года проводился аукцион по продаже 39,3% акций ОАО "Дальвостуголь". Основными претендентами считались группа МДМ и компания "Русский уголь". Первая к тому времени владела "Читауглем" и "Востсибуглем", вторая - "Ростовуглем". При этом между ними существовали, как говорится, две большие разницы. МДМ относилась к олигархическим группам старой формации, хорошо умевшим лишь захватывать предприятия и выкачивать из них все, что можно. То есть они изначально были неспособны к созидательной работе и могли действовать лишь в условиях протекционизма и отсутствия реальной конкуренции. "Русский уголь" относится к компаниям так называемой новой волны. Они пришли на уже поделенный рынок, и, для того чтобы выжить, им надо было работать предельно эффективно и прежде всего на созидание. Что "Русский уголь" уже доказал, за очень короткое время стабилизировав ситуацию на считавшемся безнадежным "Ростовугле".
Надо еще сказать, что МДМ благодаря уровню работы своего менеджмента за последние годы изрядно поиздержалась. А финансовое положение "Русского угля", учрежденного такими мощными структурами, как Межпромбанк и "Роснефть", было вполне стабильным. В этой ситуации, что называется в честном бою, "старая гвардия" неизбежно бы потерпела поражение. Поэтому ими и была разыграна комбинация, уже получившая название пиратской. Собственно, МДМ предложила за пакет 8 миллионов долларов, "Русский уголь" - 18. Казалось, исход предрешен. Однако внезапно третий участник, доселе никому не известное ЗАО "Саер Холл", предлагает устроителям в лице российского Фонда федерального имущества 30 миллионов долларов и тут же объявляется победителем. Но денег в бюджет не поступает. Зато уже через день на "Дальвостуголь" является команда акционеров, возглавляемая неким представителем РФФИ, и объявляет о желании провести акционерное собрание и сменить менеджмент. Происходит классический захват предприятия, новый менеджмент за две недели хозяйничания наносит ему колоссальный урон, получив решение суда о собственном выдворении. После чего представители РФФИ объявляют о несостоятельности "Дальвостугля" и возможном начале процедуры его банкротства. Разгорается скандал. Против резко выступают администрация области, местная прокуратура, полпред президента в Дальневосточном округе. Рабочие угрожают забастовкой, что в условиях зимы равносильно появлению второго Приморья. Ситуация обостряется до предела. И почти никто не может толком понять, как такое получилось.
Рискнем предложить свою версию событий. МДМ давно положила глаз на "Дальвостуголь". Однако сил и средств для его полной "оккупации" не хватало. И тогда была продумана программа действий. Первым делом создается "спецфирма", которая должна была выступить на аукционе в качестве независимого участника. Потом "проводится работа" с РФФИ, чтобы аукцион прошел так, как надо. Сама МДМ на нем якобы проигрывает в честном бою и уходит в сторону. "Саер Холл" побеждает методом обычного блефа, и РФФИ этот результат утверждает. Это и называется "разводкой". Следующим этапом становится собственно захват предприятия. Здесь важно перетянуть на свою сторону представителя РФФИ, с помощью которого можно набрать контрольный пакет акций. И не важно, что если деньги не выплачены, то аукцион считается сорванным и собрание будет незаконным. Деньги никто платить и не собирается, важно выиграть время, за которое предприятие можно с грохотом загнать в долговую яму. Потому что потом можно будет инициировать банкротство и взять его бесплатно, опять же если договориться с РФФИ, а затем и с ФСФО. Исходя из этой версии становится понятным, почему "Саер Холл" никто не проверял на предмет финансовой состоятельности, почему представитель РФФИ, грубо нарушив законодательство, появился на собрании акционеров и проголосовал так, как надо МДМ. Кстати, как выяснилось, этот представитель, некто Дунаев, в списках РФФИ не числится, как и вообще в списках госчиновников. И после того собрания он вообще исчез в неизвестном направлении. В результате получилось то, что получилось.
Поэтому к РФФИ и лично его руководителю господину Малину имеется масса вопросов. Что же касается стратегии МДМ, то об этом достаточно ясно сказал в своем письме руководителю ФСФО Татьяне Трефиловой полпред Константин Пуликовский: "┘банкротство ОАО "Дальвостуголь" в настоящее время отвечает интересам совершенно определенных коммерческих структур, чьими действиями фактически была сорвана продажа на аукционе закрепленных в федеральной собственности акций ОАО "Дальвостуголь". Надо полагать, полномочный представитель президента знает что говорит. Однако надо отдать должное сотрудникам ФСФО, которые не пошли на поводу у МДМ, а решили детальнее разобраться в вопросе и действительно отстоять государственные интересы. Так что поздравлять МДМ с успехом нового "изобретения" пока еще рановато┘
P.S. Когда номер готовился к печати, пришло сообщение, что Законодательное собрание Красноярского края повторно отказалось утвердить договор между местной администрацией и группой МДМ о передаче последней в доверительное управление 44% процентов акций Красноярской угольной компании. Это уже второй звонок ┘