Визит президента Узбекистана Ислама Каримова в США, с которым связывались надежды на еще большее углубление потеплевших в последнее время отношений, оправдал ожидания. Подписан ряд документов по долговременному сотрудничеству в политической и экономической сферах.
Понятно, что значительную часть времени Буш и Каримов посвятили обсуждению животрепещущей темы борьбы с международным терроризмом. Кстати, Джордж Буш не только поблагодарил главу Узбекистана за помощь в проведении антитеррористической операции, но и отметил "ключевую роль" Ташкента в поддержке военной акции США. Понятно и то, что благодарность в первую очередь связана с фактом организации американской базы в Ханабаде. Впрочем, Буш подчеркнул, что Америка не собирается создавать в Центральной Азии постоянные базы.
Узбекская оппозиция надеялась, что американская сторона окажет на Каримова определенное давление в связи с многочисленными фактами нарушения прав человека в республике. По мнению экспертов Human Rights Watch, ташкентский режим является "репрессивным и авторитарным", в связи с чем правозащитники потребовали обусловить оказание американской помощи Узбекистану рядом гуманитарных требований.
Действительно, президент США затронул проблему прав человека. И был весьма удовлетворен сообщением узбекского коллеги о том, что буквально на днях Минюст Узбекистана зарегистрировал первую в истории страны правозащитную организацию. Этого было, по-видимому, достаточно, поскольку Вашингтон объявил об увеличении помощи Ташкенту втрое: теперь она будет составлять 160 млн. долл. в год. Кроме того, подготовлен к подписанию договор о кредите на сумму 55 млн. долл. малым предприятиям Узбекистана для закупки американских товаров и услуг. Злые языки утверждают, что благосклонная оценка президентом Бушем ситуации с правами человека в Узбекистане в немалой степени была обусловлена согласием Ташкента вернуть в Россию высокообогащенный уран одного из своих ядерных реакторов. Кстати, финансирование этой операции Вашингтон тоже взял на себя. Данный реактор будет переведен на низкообогащенный уран, что снизит возможность использования этой установки в военных целях.
Госсекретарь США Колин Пауэлл расценил достигнутые соглашения как "свидетельство стремления двух стран к установлению глубоких, долгосрочных отношений". Наблюдатели в Ташкенте склонны рассматривать визит Каримова в Вашингтон как еще одно свидетельство роста американского влияния в странах Центральной Азии. По словам узбекского лидера, заслуга Америки и антитеррористической коалиции в целом заключается в том, что угроза терроризма ощутимо уменьшилась. Однако тесные контакты Ташкента с Вашингтоном строятся не только на политической, но и на экономической основе. Президент Узбекистана убежден, что "реализации наших целей, направленных на углубление экономических реформ, строительство демократического государства, гражданского общества, помогут наши тесные контакты с США". При этом установление стратегических отношений между двумя странами "не должно вызывать ни у кого опасений".