В последнее время в украинских политических кругах снова зазвучала тема вступления Украины в НАТО. Переговоры о дальнейшем развитии сотрудничества с НАТО провел премьер-министр Анатолий Кинах. В Берлине при активном участии НАТО состоялась конференция на тему реформирования украинской армии. НАТО на встрече представлял генеральный секретарь альянса Джордж Робертсон, а Европейский союз - координатор ЕС по внешней политике Хавьер Солана.
Основной темой берлинской конференции стала борьба с терроризмом, к которой, судя по выступлениям, Украина не готова. Представители европейских структур и руководители НАТО неоднократно заявляли о необходимости реформирования ВС Украины. Киев в ответ разрабатывал многочисленные программы сокращения и оптимизации вооруженных сил, но ни одна из них так и не была реализована. По сути, в Берлине прозвучал очередной "окрик", и как раз накануне парламентских выборов. Можно ли ожидать, что новый состав Верховной Рады всерьез возьмется за реформирование армии?
На этот вопрос украинские военные эксперты отвечают отрицательно. По их словам, для проведения реформ необходимы как минимум три вещи: четкая позиция государства в отношении возможных военных угроз, перспективных союзников и потенциальных противников; баланс финансовых возможностей государства и потребностей вооруженных сил; "прозрачность" функционирования оборонного ведомства.
Сегодня украинская армия финансируется только на 10% от минимальных потребностей. Согласно данным Центра экономических и политических исследований им. Разумкова, 58,7% украинцев считают, что армия не способна защитить суверенитет государства от военных угроз.
Политические партии, видимо, уловили эту тенденцию в электоральных настроениях - военные реформы предусмотрены во всех предвыборных программах. Однако даже если в новом украинском парламенте прозвучит тема реформ в ВС, политические силы не смогут договориться о единой позиции по этому вопросу. Взгляды тех политических сил, которые имеют больше шансов на победу на выборах, резко различаются: блок Виктора Ющенко "Наша Украина", блок "За единую Украину!", блок Юлии Тимошенко и Социал-демократическая партия (объединенная) считают необходимым скорейшее вступление Украины в НАТО, блок Натальи Витренко (Прогрессивная социалистическая партия) и Компартия выступают за интеграцию Украины в структуру Ташкентского договора, а Партия зеленых и Соцпартия намерены отстаивать внеблоковый статус государства. При этом почти все перечисленные партии и блоки расходятся как в видении оптимального количества ВС Украины (от 250 до 100 тыс. человек), так и в сроках перехода к профессиональной армии (от 3 до 15 лет). Аналитики считают, что разница в подходах к решению данной проблемы не позволит новой Верховной Раде принять ни одного серьезного решения по реформированию армии.
"Эту проблему могло бы решить в парламенте военное лобби, которого нет и не будет", - отмечает эксперт Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец. По его словам, в создании своего лобби в украинском парламенте заинтересованы в первую очередь финансовые и промышленные круги, которые нуждаются в законодательной защите своего бизнеса. Армия не является бизнесом украинских политиков, а поэтому ее проблемы мало беспокоят парламентских лоббистов.
С другой стороны, "околооборонный" бизнес на Украине является уделом властей предержащих, которые не заинтересованы в разглашении своей специфической деятельности. В последнее время в украинских СМИ появились взаимные обвинения некоторых украинских политиков в незаконной торговле оружием. Последний публичный скандал связан с тем, что пресса, близкая к народному депутату, сыну бывшего руководителя Службы безопасности Украины Андрею Деркачу, обвинила в незаконных оружейных сделках главу Совета нацбезопасности и обороны Украины Евгения Марчука (эти обвинения на днях подтвердил суд итальянского города Турин). Господин Марчук в ответ обвинил в таком же преступлении самого Андрея Деркача.
Западные эксперты считают, что коррупция проникла во все сферы и структуры, обеспечивающие безопасность Украины. Никакие реформы армии в такой ситуации, очевидно, невозможны. Тем временем НАТО предпочитает не замечать происходящего и проводит переговоры по поводу расширения сотрудничества с Украиной.
Киев