Новая "инициатива" со стороны неугомонных представителей чиновничьей России в рамках СНГ о необходимости существования еще одного гомункулуса - спецпредставителя по предотвращению и урегулированию конфликтов на территориях государств Содружества - в нынешних условиях выглядит откровенной благоглупостью. Что будет "регулировать" и "предотвращать" еще один чиновник, когда Россия в последние недели демонстрирует полную сдачу своих интересов в СНГ, охотно прогибаясь не только под США, но даже под Грузией и Молдавией, находящихся на ее содержании? Если нет политики, то любой ее формальный "заменитель" (например, спецпредставитель) - полный абсурд, ибо, как говаривала императрица Екатерина Вторая, сила не нуждается в посредниках. Если этой силы нет (а сегодня у нашей российской власти нет не только силы, но даже элементарных приличий по ускоренной сдаче своей территории в пожизненное пользование США и странам Европы), то зачем нам спецпредставители? Кого они будут представлять?
После триумфального визита в Москву Збигнева Бжезинского, по сценариям которого мы живем, даже опережая назначенные нам сроки развала, еще раз обосновавшего позицию США (во-первых, как главного защитника России от "нелюбви" к ней мусульман за пределами Центральной Азии, а также как главного "интегратора" России в Европу), стало очевидно, чьи именно тезисы столь последовательно и убежденно, якобы от своего имени, озвучивает российская власть. Очевидно, что у нашей верхушки нет даже самой плохонькой своей идеологии, и она уже откровенно озвучивает антироссийские тезисы как самые что ни на есть патриотические. Очевидно, что в свете этих тезисов и все конфликты на постсоветском пространстве будут урегулированы тоже самой демократической империей в мире и именно ее "спецпредставителями", поскольку Россия все эти десять лет только и делала, что "перепоручала" решение этих конфликтов либо ОБСЕ, либо ООН. А после "исторических решений" Стамбульского саммита ОБСЕ, которые российская власть принялась рьяно выполнять даже с опережением, судьба России на постсоветском пространстве как державы была предрешена. Так какие еще спецпредставители и для какой цели нам вдруг срочно понадобились?
При желании для урегулирования конфликтов за 10 лет можно было использовать в рамках СНГ даже небольшой "союзнический" потенциал, о чем свидетельствуют принятые (но тут же забытые - за ненадобностью) некоторые основополагающие документы начиная с Устава СНГ (январь 1993 г.), в котором оговаривались координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ, коллективная безопасность и механизм предотвращения конфликтов. Если вспомнить и другие документы, принятые для поддержания международного реноме СНГ вслед за уставом, а также ставшие мертворожденными структуры (например, Комиссия по правам человека, которая реально никогда не существовала, равно как и Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и т.д.), то следует признать, что новая инициатива ничуть не хуже всех предыдущих - и столь же бесполезна. Но она, безусловно, своевременна: чиновники всегда вовремя беспокоятся о собственном трудоустройстве, гори все вокруг синим пламенем. Понятно и желание урвать напоследок от еще существующих структур СНГ: ведь этот спецпредставитель будет наделен помимо мифических полномочий вполне реальными окладом и льготами, к тому же ему потребуется и свой административный аппарат. Ибо настоящие профессионалы в смутное время поймают свою рыбку в мутной воде.