- Александр Николаевич, как вы оцениваете бюджет 2002 года? Чего в нем больше - плюсов или минусов?
- На мой взгляд, плюсов в нынешнем бюджете несравнимо больше, чем в прошлые годы. Это прежде всего заслуга рабочей группы (работавшей вместе с представителями финансовых и экономических структур двух стран), которая в ходе 8 заседаний серьезно анализировала структуру и статьи бюджета. Так что благодаря общей работе российских и белорусских экспертов этот бюджет сверстан вполне добротно. Доходы на 2002 год определены в сумме 2 643 093,304 тысячи российских рублей, доля РФ составляет 1 672 914,5 тысячи российских рублей, доля Белоруссии - 900 800,0 тысячи российских рублей. Предусмотрены и иные источники доходов, например средства, ранее предоставленные из бюджета Союзного государства на возвратной и возмездной основе (то есть бюджетные кредиты) в сумме 669 400 тысяч российских рублей. В чем плюсы нового бюджета по сравнению с предыдущими? Наблюдается существенный качественный сдвиг в сторону обеспечения конкретных экономических программ и проектов, большое место занимает "социалка", которой мы обычно не уделяем должного внимания. Бюджет - это всегда финансовое зеркало политических отношений, и верховная исполнительная власть России стала гораздо больше внимания уделять российско-белорусскому союзу, чем в начале его становления. Реальным проблемам интеграции очень серьезное внимание уделяет президент России Владимир Путин, конкретно занимается проблемами Союзного государства наш премьер Михаил Касьянов, а если есть внимание к союзу со стороны исполнительной власти, то это хороший признак. Это значит, что идея объединения наших народов - не химера, она наполняется реальным экономическим содержанием. Кроме того, есть и другие доказательства жизнеспособности нового бюджета, а именно: стали активней работать российские и белорусские предприятия - главные "поставщики" бюджетных средств.
- Не означает ли это, что связи между предприятиями России и Белоруссии все-таки недостаточно развиты и что пресса все-таки права, критикуя союзные программы, а также "союзных" чиновников?
- Я полагаю, что не эффективна критика ради критики - без учета постоянно меняющейся ситуации в нашем союзе. Да, несколько лет назад мы и в России, и в Белоруссии пережили "мертвый сезон": в силу известных причин многие предприятия наших стран и не могли давать каких-то особых поступлений в общий бюджет - какие поступления могут быть от нищих? Сегодня обстановка принципиально другая: наши заводы активно работают, создавая рабочие места для граждан России и Белоруссии, к тому же мы их можем поддерживать с помощью бюджетной политики, конкретно - благодаря отлаженной уже схеме бюджетных кредитов. Политика бюджетных кредитов - новое дело для российско-белорусского союза, она прошла обкатку реальностью, пока стала действовать вполне успешно как материальный стимул для развития конкретных производств. В 2002 году бюджетные кредиты предоставляются на срок не более двух лет - с уплатой процентов за пользование бюджетными средствами Союзного государства. Это работающая схема, и наши предприятия уже вошли во вкус: им тоже выгодна бюджетная поддержка Союзного государства. Не будь ее, вряд ли выдержали бы тяготы нового времени, например, ярославские моторные заводы и их белорусские собратья... А если говорить о чиновниках, то хотелось бы более эффективной работы исполнительных органов Союзного государства.
- Что конкретно вы имеете в виду?
- Меня, конечно, могут упрекнуть в необъективности, но вынужден сказать о неэффективности работы структур Постоянного комитета, как раз связанных с бюджетом, что отмечалось и Совмином Союзного государства. А ведь отсутствие профессионализма у исполнителей приводит к другим просчетам - например, нецелевому использованию бюджетных средств...
- Извините, но и в Парламентском собрании хватает непрофессионалов, на которых идут денежки налогоплательщиков. Объективно говоря, обе ветви союзной власти преуспели в выращивании людей, которых в Японии называют "племя сидящих у окна". Жаль, что союзный бюджет содержит и это "племя"...
- Я приведу вам только факты: депутаты Парламентского собрания не получат никаких средств на свое содержание. Все затраты, связанные с его содержанием функционированием, используются только на подготовку и проведение сессий и заседаний комиссий (разумеется, часть средств идет на содержание работников секретариата). На содержание органов Союзного государства всего в 2002 году выделяются средства в объеме 269 109,0 тысячи российских рублей, в том числе на содержание Постоянного комитета - 75 060,0, а на двухпалатный парламент - 193 049,0 тысячи российских рублей.
- А сколько средств выделяется на финансирование новых проектов и программ?
- В целом планируется выделить на эти цели 588 374,0 тысячи российских рублей, но эти программы будут утверждаться в течение года.
- Иногда бюджетные средства "подверстываются" под программы, которые в состоянии выполнить самостоятельно то или иное ведомство России или Белоруссии. Однако чиновники быстро сообразили, что можно как бесхозную кормушку использовать именно союзный бюджет - дружба народов, дескать, все спишет. Способны ли такое разбазаривание средств пресечь парламентарии двух стран?
- Я уверен, что на сессии подобные факты будут предметно разбираться, но мы стараемся уже на рабочем этапе подобные "инициативы" пресекать на корню. Иначе никаких средств нашему бюджету не хватит.