Экономические отношения между Россией и Украиной часто (и, в общем, справедливо) подвергаются критике, при этом делается упор на то, что реформы на Украине идут намного медленней, чем в России. Отсутствие капитализма на Украине некоторые наблюдатели связывают с отсутствием олигархов типа Гусинского и Березовского, поскольку украинская бизнес-элита формировалась по принципу территориальной общности (как, например, "донецкий клан"), а потому менее свободна в своих маневрах по отношению к власти. Этот пробел мог бы отчасти восполнить "русский бизнес" на Украине, но о каком-либо нормальном существовании такого отряда капиталистов на территории стратегического партнера говорить не приходится. А жаль: его наличие во многом продвинуло бы деловые интеграционные связи, не говоря уже об экономике самой Украины.
Безусловно, подобные минусы можно перечислять бесконечно, что сильно удручает и, разумеется, не способствует установлению оптимистических (или оптимальных, что в данном случае одно и то же) отношений между Россией и Украиной. Между тем пессимизм, видимо, надоел, особенно деловым людям России (бизнесмен уже по определению оптимист), которые в отличие от российских политиков отнюдь не считают, что на Украине реформы "не идут" или что Украина не может быть надежным деловым партнером. В частности, оптимистической версии придерживаются депутаты Госдумы из межфракционного депутатского объединения "Деловая Россия" и его председатель Игорь Лисиненко, который считает, что Украина для России - крупнейший экономический партнер, а потому пора перестать думать о ней как о стране, в которой экономические реформы зашли в тупик. В некоторых сферах Украина даже стала опережать Россию. В доказательство этого нестандартного тезиса Игорь Лисиненко приводит следующие данные о темпах роста промышленного производства: в 2000 г. он составил на Украине 17,4%, а в 2001 г. - 14,2%, в сельском хозяйстве в 2001 г. этот прирост составил 10%. Однако крупнейшим достижением украинской экономики в 2000-2001 гг., как считает лидер "Деловой России", являются очень высокие темпы экономического развития, к тому же этот рост имеет новое качество: "В целом украинская экономика развивается нормально: она экономит энергоресурсы, создает конкурентоспособный продукт и, что называется, ликвидна на мировых рынках. Еще два-три года назад, когда шли разговоры о печальной судьбе Украины, у нас охотно говорили о том, что по среднедушевому ВВП Китай вот-вот обгонит Украину. Сейчас темпы роста ВВП на Украине выше, чем в Китае".
Как известно, Россия остается главным внешнеторговым партнером Украины, однако проблем и в этом партнерстве, как и в политическом, немало. Парадоксально, но товарооборот РФ с Украиной сегодня ниже, чем с Белоруссией. Другая проблема - вступление России и Украины в ВТО. Некоторые российские эксперты полагают, что вступать в ВТО Россия и Украина должны вместе с целью минимизации ущерба для своих стран. "Если мы продаем газ Украине по 46-48 долларов за тысячу кубометров, то и Западная Европа будет вправе требовать от нас того же, - считает Игорь Лисиненко. - Если сейчас украинские нефтетрейдеры по "серым" схемам везут к себе российскую нефть по 7,5-8 долларов за баррель, то после вступления наших стран в ВТО такая практика закончится серьезным разбирательством в Женеве <...> Эти проблемы необходимо решать заранее, а мы все еще не можем разобраться с конкретными вопросами".
Из-за этой "неразберихи" лидер "Деловой России" недавно обратился с письмом к президенту Украины Леониду Кучме, премьер-министру Анатолию Кинаху, Верховной Раде и деловым кругам Украины, в котором содержатся конкретные предложения по активному взаимодействию "на уровне бизнес-сообществ обеих стран". Иначе говоря, брошен лозунг: капиталисты двух стран, объединяйтесь!
В числе нерешенных проблем российский депутат отмечает нестабильность энергетического баланса Украины, отсутствие взаимодействия между предприятиями ВПК и структурами, работающими с высокими технологиями, вопросы с российским транзитом через украинскую территорию (что заставляет российских производителей идти на необоснованные издержки). Из-за этих и прочих проблем Украина ежегодно теряет российские инвестиции на сумму до миллиарда долларов. "Деловая Россия" предлагает создать механизм защиты частной собственности и инвестиций, установить мораторий на радикальные изменения законодательства, затрагивающего основы российско-украинского сотрудничества и другие меры. Для осуществления этих целей предлагается создать российско-украинский межпарламентский центр, а также российско-украинский экономический Совет, куда вошли бы не только представители исполнительной власти России и Украины, но и бизнес-элиты двух стран.
Таким образом, "Деловая Россия" все-таки за исторический оптимизм, и в этом, по сути, заключается новизна в нашем - увы, уже традиционном - взгляде на Украину, в целом весьма безрадостном: братья-славяне продолжают "несанкционированно" воровать газ, как и воровали, с великим и могучим (языком и народом) обходятся неизвестно как, единую Православную Церковь активно раскалывают и т.д. Но есть люди, которые надеются разорвать этот круг недоверия. Посмотрим, насколько адекватно на предложения россиян откликнется их стратегический партнер.