В Санкт-Петербурге на главный военный форум СНГ - заседание Совета министров обороны (СМО) - собрались вчера главы военных ведомств государств Содружества. С протокольной стороны все ясно: отмечается юбилей Совета, созданного 14 февраля 1992 г. на обломках единых ВС СССР. Насущные проблемы куда сложнее. И без того относительно низкая эффективность военного сотрудничества в рамках СНГ подверглась новым испытаниям, после того как в ряде центральноазиатских государств обосновались США и их западные союзники.
До афганской операции страны Содружества полагались в обеспечении безопасности на союзы, образованные внутри СНГ. За 10 лет было создано два объединения - Договор о коллективной безопасности (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Члены двух блоков на каких-то направлениях сотрудничали, на каких-то - соперничали, но в целом расклад сил был ясен, а политические шаги предсказуемы. Ныне "уравнение безопасности" решается только с учетом американского фактора, а значит, сущность и формы военной интеграции (или дезинтеграции) должны быть пересмотрены. Очевидно, что в столицах стран Содружества и тем более в военных ведомствах к этому не готовы.
Появились разногласия даже между членами Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал "нарушением и девальвацией договора" появление иностранных войск на территории стран ДКБ "без согласования с другими участниками". Ему возразили представители Киргизии: "Мы должны приветствовать, что нашлась такая страна, как Соединенные Штаты, которая взяла на себя большую ответственность покончить с международным терроризмом". Неудивительно, что бывший руководитель Главного управления международного военного сотрудничества Леонид Ивашов предрек, что "ДКБ может прекратить свое существование и перейти на основу двусторонних военных союзов".
В свете этого вполне объяснимо, что в своем вступительном слове на вчерашнем заседании председатель СМО - глава российского военного ведомства Сергей Иванов - сделал акцент на военно-техническом сотрудничестве (ВТС). К этому направлению относится 40% подготовленных Советом решений и принятых главами государств СНГ решений. По-видимому, проблематика ВТС будет основной и в ближайшей перспективе. Во многом это связано с надеждами на то, что в отношении центральноазиатских государств СНГ будет применяться модель, опробованная в Афганистане: нуждающимся в укреплении обороны будет поставляться российское оружие за американские деньги.
Впрочем, и в сфере ВТС не все обстоит гладко. До сих пор не наполнена конкретным содержанием Концепция ВТС со странами ДКБ, принятая в середине 2001 г. Намечено, но до сих пор не удается предоставить лицензию на самостоятельную оружейную торговлю ряду предприятий, обеспечивающих срочные потребности государств Содружества в военной технике. В мирной обстановке это терпимо, в кризисное время - нет. Недаром поставки оружия для Северного альянса пришлось вести вне стандартных процедур ВТС, для которых характерны бюрократические проволочки и завышенные цены. Ожидать каких-либо решений в сфере ВТС от Совета министров обороны не приходится - эти проблемы Москва как основной поставщик вооружений решает самостоятельно. Среди других обсужденных в Питере проблем - развитие Объединенной системы ПВО, которая переживает не лучшие времена. Так, в 2002 г. не будут проведены традиционные учения ПВО с боевыми стрельбами "Боевое содружество". Среди важных политических проблем - расширение участия государств в Коллективных миротворческих силах, развернутых в зоне грузино-абхазского конфликта. Однако полного согласия, по-видимому, удастся достигнуть лишь по вопросу проведения третьей спартакиады вооруженных сил СНГ.