Состоявшееся на днях заседание Координационного комитета (КК) по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств - участников СНГ показало, что из всех коллективных структур Содружества именно этот орган является наиболее действенным. Начиная с 1995 г., то есть со времени, когда 10 стран СНГ (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина) подписали соглашение о создании Объединенной системы (ОС) ПВО, почти ежегодно проводились учения и командно-штабные тренировки сил и средств противовоздушной обороны стран СНГ.
Между тем анализ ситуации показывает, что не все страны, входящие в ОС ПВО СНГ, заинтересованы в совместной обороне воздушных рубежей Содружества. В минувшем году практически не принимали никакого участие в деятельности ОС ПВО Содружества подразделения Грузии и Туркмении, а Узбекистан и Украина действовали на командно-штабных тренировках на двусторонней основе. Эти четыре страны не участвовали в боевых стрельбах в рамках учения "Боевое содружество-2001".
Таким образом, из стран СНГ в деятельности ОС ПВО Содружества активное участие принимают Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия (все входят в ДКБ). Не подписали соглашения о совместной защите воздушного пространства и не участвуют в ней Молдавия и Азербайджан. К ним примыкают Грузия и Туркмения, имеющие формальные связи с ОС ПВО СНГ. Для всех этих стран проблемы противовоздушной обороны как нельзя более актуальны.
Комментируя данную ситуацию, секретарь КК по вопросам ПВО полковник Александр Пиляев сообщил "НГ", что Туркмения соблюдает нейтралитет и очень "вяло" участвует во всех коллективных военных органах СНГ. Однако она поддерживает военно-технические контакты на двусторонней основе. По его словам, у российской стороны есть надежда, что Ашхабад и Москва в скором будущем подпишут Соглашение о совместной противовоздушной обороне.
Аналогичный документ намерены подписать Киев и Москва. Они уже заявили о необходимости совместного технического обслуживания комплексов С-200 и С-300, и сейчас готовится соответствующий документ. Во время январского визита Гейдара Алиева в Москву Азербайджан и Россия заявили о совместной противовоздушной защите Габалинской РЛС. О своем намерении участвовать в ОС ПВО СНГ высказалась и Молдавия.
Совсем другая ситуация с Грузией. Тратя на оборону всего около 1% от ВВП, Тбилиси осуществляет военное строительство за счет спонсорской поддержки стран НАТО и США. Побывав в середине декабря прошлого года в Тбилиси, министр обороны США Дональд Рамсфелд пообещал Грузии "углубленную" военно-техническую помощь, в том числе в вопросах организации ПВО. Первым шагом в этом направлении послужил контракт на безвозмездную передачу Пентагоном грузинским ВВС 10 военно-транспортных вертолетов "Ирокез". Кроме этого Турция подготовила под стандарты НАТО в Грузии военный аэродром в Марнеули. С вводом этого объекта открывается прямая возможность для размещения военных баз НАТО в Закавказье, а значит, в ОС ПВО СНГ Тбилиси уже не будет нуждаться.
Российские специалисты сейчас недоумевают, почему Узбекистан "затормозил" развитие военно-технического сотрудничества с Москвой. Нет ясности по вопросам совместного производства военно-транспортного самолета Ил-76 МФ; неясно, почему, подписав контракты на ремонт ЗРК С-200 и С-125, Ташкент так и не отправил до сих пор их в Россию. Такие факты наблюдатели связывают с предстоящим в марте визитом Ислама Каримова в Вашингтон. Источники в Ташкенте не исключают, что США и Узбекистан подпишут крупномасштабный договор о военно-техническом и военно-политическом партнерстве. Узбекистану на выгодных условиях могут быть предложены контракты по перевооружению армии под стандарты НАТО, в том числе по поставкам американских ЗРК "Пэтриот". Возможно, в Ташкенте будет налажена сборка американских военных самолетов. В обмен на это и другие инвестиционные проекты Ташкент должен согласиться на формирование на долгосрочной основе базы ВВС США в Ханабаде.
Понравится ли такое обстоятельство России, сказать трудно.