Самоубийство секретаря Совета нацбезопасности Грузии Нугзара Саджая остается в Тбилиси главной новостью. У координатора работы спецслужб "не выдержали нервы", полагает Эдуард Шеварднадзе. На этой версии сосредоточила основное внимание и следственная группа Генпрокуратуры: секретарь Совбеза покончил с собой, не выдержав обрушившегося на него "морального террора". Причем организаторов травли Саджая многие в Тбилиси склонны искать в Москве.
"Травля" началась в середине февраля, когда лидер парламентской фракции "Возрождение" Джемала Гогитидзе потребовал немедленной отставки руководителя департамента разведки генерала Автандила Иоселиани, который якобы "готовит с людьми из окружения Шеварднадзе" (подразумевался в первую очередь Саджая) физическое устранение главы Аджарии, лидера оппозиционного "Союза демократического возрождения" Аслана Абашидзе. Тему развил депутат той же фракции Борис Какубава. Он первым связал с именем Саджая большинство терактов последних лет, начиная с загадочной смерти в конце 1993 г. первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа.
Нугзар Саджая всегда оставаться в тени - даже после того, как в 1995 г. Шеварднадзе назначил его секретарем СНБ. Тем неожиданнее стал для него "девятый вал" обвинений: "страшный человек", "организатор всех грязных делишек президента", "заказчик серийных политических убийств". В середине прошлой недели Саджая попросился в отставку, но президент просьбу отклонил. Свою версию случившегося выдвинул министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания. Он намекнул на наличие "российского следа" в организованной против секретаря Совбеза кампании. Тут, считает Хабурдзания, четко просматривается почерк зарубежной спецслужбы. Все было четко рассчитано, изучен и учтен характер "объекта атаки", его психология, слабые и сильные стороны, отметил глава МГБ. Правда, министр оговорился, что спецслужбы не всегда выполняют задания руководства своих государств, иногда они действуют и по заказу "определенных сил", желающих привести к власти в той или иной стране своего ставленника.
Версию о наличии в истории с самоубийством Саджая "руки Москвы" озвучил и председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Георгий Барамидзе. Люди, развязавшие травлю секретаря Совбеза, напрямую связаны с Россией, заявил парламентарий. И хотя он не назвал фамилий, в Тбилиси считают российскими "агентами влияния" того же депутата Какубава и живущего сейчас в Москве Тенгиза Китовани, который, напомним, вместе с лидером "Мхедриони" Джабой Иоселиани поднял в конце 1991 г. вооруженный мятеж против Гамсахурдиа, а в августе 1992 г., будучи министром обороны Грузии, якобы на свой страх и риск начал абхазскую кампанию, что привело к катастрофе грузинской армии.
Генпрокуратура сразу возбудила уголовное дело по статье "доведение до самоубийства". Это означает, что в Тбилиси гибель Саджая считают, по сути, насильственной. Что логично, поскольку инциденты подобного рода практически никогда не имеют под собой сугубо бытовых причин. Однако версия о "российском следе" выглядит слабо. Ведь именно секретарь Совбеза недавно заявил, что улучшение отношений с Москвой "входит в сферу жизненно важных интересов Грузии". Причем произнес эту фразу тогда, когда отношения между двумя странами резко ухудшились. Много реальнее представляется предположение, что таким образом политические оппоненты президента стремятся ослабить позиции главы государства, спровоцировать очередной виток дестабилизации в стране. При этом самоубийство Саджая может стать для общественного мнения косвенным доказательством того, что озвученные в его адрес обвинения в той или иной степени соответствуют действительности. А это, в свою очередь, бросает густую тень на Шеварднадзе.
Тбилиси