В рамках состоявшихся на прошлой неделе открытых парламентских слушаний, посвященных российско-украинским отношениям и реализации концепции стратегического партнерства, была предпринята коллективная попытка осмысления сегодняшней ситуации парламентариями России, Украины и Белоруссии.
Как известно, в России нынешний год объявлен Годом Украины, а следующий год на Украине соответственно будет Годом России. Между тем благостная фальшь, с которыми обе стороны уже долгое время преподносят двусторонние отношения, делает реальные проблемы словно бы несуществующими.
Общая картина этих отношений была представлена вице-спикером Владимиром Лукиным, который отметил некоторые положительные моменты в продвижении политического диалога России и Украины на всех уровнях, будь то российско-экономический форум с участием двух президентов, состоявшийся в прошлом году в Харькове, активность регионального сотрудничества в рамках 300 соглашений и договоров или рост российско-украинского товарооборота, который по итогам 2001 г. приблизился к 12 млрд. долл. Подчеркнув возросшую роль парламентов, Владимир Лукин сказал: "России и Украине незачем, толкаясь локтями, идти в Европу, мешая друг другу. Мы должны прийти в Европу с гордо поднятой головой".
Впрочем, поза победителя пока ни России, ни Украине не грозит даже на своем пространстве - хотя бы потому, что обе страны потеряли за последние 10 лет большой потенциал, в том числе и интеллектуальный. Кстати сказать, косвенно в этих потерях "замешано" и последовательное вытеснение русского языка на Украине из общеобразовательной и вообще интеллектуальной сферы. Вообще русофобия и последовательная девальвация политического влияния России странным образом сочетается с этим самым партнерством, о котором российские депутаты в данном случае предпочитали говорить исключительно в акварельных тонах.
С сожалением приходится констатировать, что выступления, за редким исключением, носили характер благостных самоотчетов на партийно-хозяйственном активе и затрагивали серьезные вопросы разве что "по касательной".
Заместитель председателя думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Георгий Тихонов предложил создать единый парламент России, Белоруссии и Украины, чтобы, не покушаясь на полномочия исполнительной власти (то бишь трех президентов), сделать более эффективным парламентское сотрудничество трех стран.
В целом же "русский вопрос" и приоритетные отношения с Россией, по словам лидера РДУ и Русского блока Александра Свистунова, редко становятся программными для партий и блоков. Сама Россия мало интересуется подобными движениями. В результате этого бездействия на Украине по отношению к русским сложилась ситуация, которую директор Института стран СНГ Константин Затулин назвал гуманитарной катастрофой. Изменить эту ситуацию можно, если назвать проблемы своими именами. Во-первых, на Украине русский язык должен получить статус государственного, во-вторых, в развитии демократических процессов на всех уровнях, включая местное самоуправление, должно участвовать русское население. Без конкретных шагов по улучшению ситуации Год Украины в России (равно как и наоборот), по словам Константина Затулина, может превратиться в "месячник образцового обслуживания". Что ж, иногда недипломатические формулировки лучше определяют реальность, чем приторный политес. И в этом плане парламентские слушания были, несомненно, полезны.