Гордость советской космонавтики - космодром Байконур - сегодня оказывается не нужным ни России, ни Казахстану. Эпоха космических соревнований и рекордов завершается хозяйственной рутиной, а подсчеты российских экономистов убедительно показывают: лучше маленькое, но свое.
После распада СССР космодром Байконур оказался под юрисдикцией Казахстана. Семь с лишним лет назад Россия подписала с казахским государством соглашение о 20-летней аренде этого мощного военного объекта, согласно которому обязалась ежегодно выплачивать Казахстану 115 млн. долларов США. Также российская сторона взяла на себя финансирование жизнеобеспечения космогородка Байконур и мероприятий по улучшению экологии территорий, прилегающих к космодрому. Но пользоваться космодромом по-хозяйски, как в прежние времена, даже несмотря на солидную арендную плату, россиянам не пришлось. За последние годы Казахстан неоднократно нарушал двусторонний договор об аренде, объявляя запрет на проведение запусков ракет с Байконура. Причина - аварии ракет-носителей "Протон", за последствия которых Россия, нанеся "экологический ущерб республике", выплатила компенсации, в несколько раз превышающие арендную ставку.
Сегодня Россия стала все чаще говорить о необходимости создания собственного космодрома: уже до 2005 года планирует "перенести" все запуски ракет с Байконура на российский стартовый комплекс в Плесецке, работы по модернизации которого уже начались. По словам заместителя министра обороны РФ Александра Косована, "в 2005 году мы должны осуществлять уже все запуски с российского космодрома".
В конце января публично озвучил эту цель и российский президент Владимир Путин. В связи с этим на усовершенствование плесецкого космодрома правительство РФ запланировало выделить около 5 млрд. рублей (167 млн. американских долларов). То есть нетрудно подсчитать, что создание полностью автономного, не зависящего от других государств космодрома с финансовой точки зрения равно арендной плате Казахстану примерно за полтора года.
Выходит, что с экономической стороны для России Байконур стал весьма невыгодным объектом. Видимо, столь долгосрочный договор был подписан в основном из соображений престижа. И знаменитый на весь мир космодром, по-прежнему находясь в руках Москвы, должен был символизировать военно-космическую мощь страны.
Что касается сопредельного государства, то проблемы комплекса казахской стороне не только не нужны, но и непривычны - неформально в бытовом и социальном смысле все эти годы Байконур оставался вполне российским городком, защищенным твердым бюджетным финансированием.
Все эти 7 лет коренному населению Казахстана в условиях аренды космодрома действительно прекрасно жилось на Байконуре за счет Российской Федерации. Правдами и неправдами въезжающие в город с особым режимом представители коренных народностей Казахстана самовольно захватывали квартиры, в которых затем проживали годами, бесплатно пользуясь всеми благами городка с российским финансированием.
Двоевластие в космогородке длится долгие годы. За законность и порядок отвечают сотрудники российской милиции и казахстанской полиции, двух автоинспекций, двух судов, трех прокуратур, отделов ФСБ России и КНБ Казахстана, двух военкоматов, также официально разрешено хождение двух валют. Помимо этого в соответствии с Договором об аренде начальник космодрома и мэр города назначаются сразу двумя президентами - России и Казахстана.
На последнем заседании совместной подкомиссии по комплексу Байконур, прошедшем на прошлой неделе в Москве, в числе иных социальных вопросов впервые обсуждалась и возможность организации туристических поездок на космодром. Если эту идею удастся реализовать, то не исключено, что в перспективе, когда Россия покинет здешние степи, Астана минимизирует материальные последствия этого шага за счет любопытства зарубежных туристов.