После относительной стабилизации внутриполитической жизни в Таджикистане и введения в прошлом году в обращение собственной национальной валюты - сомони отношения между этой постсоветской республикой и Международным валютным фондом стали развиваться по нарастающей. Впрочем, и переход на сомони был совершен не в последнюю очередь вследствие настоятельных рекомендаций МВФ. После чего в Душанбе заговорили о возможности получения от Фонда 100 млн. долларов в рамках среднесрочной программы финансирования - деньги по местным понятиям громадные. Однако этим радужным надеждам вряд ли суждено осуществиться, во всяком случае в обозримой перспективе.
На днях правление МВФ приняло решение заморозить кредиты Таджикистану, предоставляемые в рамках программы сокращения бедности и стимулирования роста. В результате страна лишится суммы, превышающей 31 млн. долларов, но самое неприятное состоит в том, что, как утверждается в сообщении, распространенном пресс-службой Фонда, этот шаг вызван тем, что "на момент одобрения займов МВФ располагал ложной информацией о состоянии внешнего долга Таджикистана", а, как заявил заместитель директора-распорядителя Фонда Эдуардо Анината, "предоставление властями страны неверных данных - это очень серьезное нарушение", причем добавил, что "Таджикистан уже не первый раз уличается в дезинформации".
В беседе с корреспондентами "НГ" старший постоянный представитель МВФ в Таджикистане Анри Лори отметил, что "Таджикистан должен вернуть Фонду 25 млн. долларов", поскольку "между Фондом и Таджикистаном есть некоторые соглашения, которые выражаются в выполнении определенных обязательств". В частности, была достигнута договоренность, что Душанбе не будет иметь просроченных задолженностей в области внешних заимствований. "Фактически в течение 2001-2002 гг. имели место небольшие просроченные задолженности, о которых Таджикистан не информировал Фонд. И те выплаты, которые осуществлял Фонд Таджикистану, были осуществлены на основе недостоверной информации. МВФ воспринимает такие вещи очень серьезно и принимает соответствующие решения. По правилам могут возникнуть обстоятельства, при которых страна должна будет возвратить досрочно выплаченные кредиты". Одновременно г-н Лори отметил, что ситуацию не стоит драматизировать: "Подобное уже происходило с Ганой, Венгрией, а в случае с Таджикистаном ситуация может являться отражением слабого менеджмента в области внешнего долга. Сейчас власти обратились к этой проблеме и пытаются решить ее. МВФ надеется, что после окончания обзора денежно-кредитной политики, который уже осуществляется под наблюдением сотрудников МВФ, мы сможем договориться с властями о новой программе в рамках сокращения бедности и экономического роста".
Комментируя для "НГ" возникшую ситуацию, руководитель Центра развития Сергей Алексашенко, в частности, отметил, что проблема действительно может быть связана с проблемой недостаточно грамотного управления внешним долгом: "Такое может быть. В конце концов внешним долгом России тоже не умеют управлять. Мы до сих пор не знаем его реальной величины". В то же время эксперт подчеркнул, что "если МВФ захочет найти основания прекратить кредитование какой-либо страны, он всегда может это сделать. И в данном случае происшедшее может быть поводом для того, чтобы прекратить кредитование Таджикистана".
По мнению директора Института стран СНГ Константина Затулина, тот факт, что Таджикистану именно сейчас отказали в деньгах, может означать, что Вашингтон "выражает недовольство существующим в стране режимом, который недостаточно активно идет на сотрудничество с Западом. Я не слышал подобных упреков со стороны МВФ в адрес Узбекистана и Киргизии. Не думаю, что киргизские чиновники более честны или грамотны, чем таджикские, но Рахмонов теснее связан с Россией, чем все другие реципиенты американской военной помощи". Поэтому решение Фонда "может соотноситься с ситуаций, сложившейся в регионе в связи с расширением американского влияния и ослаблением российского. Страну этим решением подталкивают идти на поклон к тем, кто на МВФ влияет, то есть к Вашингтону".
Сходной позиции придерживается и директор Института глобализации Михаил Делягин. По его мнению, не столь важно, заблуждалась ли таджикская сторона добросовестно или "пыталась смошенничать". В любом случае, формальных претензий к Фонду быть не может. Другое дело, что "Таджикистан - нищая страна, и для нее эти деньги критически важны. Но если государство не может даже сосчитать свои старые долги, то вряд ли оно способно с толком распорядиться новыми деньгами. Они все равно не дойдут до тех, кому предназначены". Впрочем, вполне допустимо, что "это способ давления на Таджикистан - для того чтобы Душанбе более лояльно относился к американцам и больше смотрел в сторону Вашингтона, а не Москвы. Ведь это единственная страна в Центральной Азии, где находятся российские военные. И, естественно, она больше ориентируется на Россию, чем на Америку. А МВФ - структура, абсолютно контролируемая администрацией США, точно так же как и НАТО. Мне приходилось слышать от представителей и той и другой организации одинаковую фразу: мы будем обсуждать любые проблемы, но если вы хотите добиться решения, то вам нужно найти общий язык с вашингтонской администрацией". В то же время эксперт не исключает, что имеет место попытка дискриминации Таджикистана, который, как полагает г-н Делягин, "более тесно связан с наркомафией, чем может себе позволить государство, которое хочет чтобы к нему относились цивилизованно". Но если это и так, то главная вина лежит на России. "Средняя Азия, что бы ни говорили, продолжает оставаться в зоне нашего влияния, а ведь совершенно естественно, что руководство молодого государства может оказаться не в состоянии на необходимом уровне противостоять наркомафии. А мы идем на поводу американцев, которые любое действие России на постсоветском пространстве рассматривают как попытку возрождения империи и реагируют абсолютно истерически. Между тем никто, кроме нас, не может взять на себя ответственность за нормальное развитие новых независимых стран. Что абсолютно не имеет отношения к пресловутым имперским амбициям. Проблема в том, что нас хотели окружить санитарным кордоном, а получился пояс нестабильности".
Насколько можно понять, в Таджикистане решение Фонда вызвало растерянность. В Душанбе отказываются от предметных комментариев, ссылаясь на то, что МВФ якобы пока официально не уведомил таджикскую сторону о приостановлении кредитов. Тем не менее пожелавший остаться неизвестным сотрудник кредитного отдела Министерства финансов республики отметил, что "были предоставлены кредиты хозяйствующим субъектам под правительственную гарантию, и выплаты этих кредитов были нарушены со стороны самих хозяйствующих субъектов. Правительство уже начало предпринимать усилия к тому, чтобы этот вопрос разрешился в ближайшее время". Одновременно наш собеседник признал, что в сфере управления внешним долгом страны действительно существуют проблемы, в частности, недостаточна институциональная база.
Напомним, что США в последнее время предпринимают усилия для укрепления отдельных участков таджикско-афганской границы, самостоятельно контролируемой таджикскими военными. В Вашингтоне полагают, что эти участки являются наиболее слабым звеном, и это используют в своих целях наркокурьеры. Поэтому американская сторона выделила Душанбе определенную сумму на укрепление границы. Возможно, американские специалисты недовольны тем, как используются эти средства. Поэтому наказание, которому подвергся Душанбе, может быть объяснено целым комплексом причин. Ясно пока только то, что в свете складывающихся в регионе реалий помощь со стороны России если и последует, то в основном в виде политических деклараций. А это вряд ли поможет решить насущные проблемы самой бедной страны Содружества.