На пресс-конференции, прошедшей на прошлой неделе в Украинском информационном агентстве, представляющие блок "Против всех" экс-кандидат в президенты Украины Николай Габер, король политического эпатажа Дмитрий Корчинский и главный редактор оппозиционной газеты "Свобода" (бывшая "ПолЕтика") Олег Ляшко остались верны своему кредо и занялись тем, что в теории литературы называется "реализацией метафоры". Поскольку власть, по их мнению, уже поделила всех нас по рейтингам и процентам, поскольку для заказчиков "музыки" уже заранее известны результаты выборов, необходимо разорвать поле предсказуемого прогноза, что они и продемонстрировали собравшимся журналистам: с необыкновенным воодушевлением был разорван плакат с изображением рейтингов всех тех, кто собрался штурмовать Верховную Раду.
Власть толкает на выбор между плохим и отвратительным, поэтому единственная альтернатива, в видении собравшихся, - "против всех". Корчинский же в своем анархистско-революционном запале пошел еще дальше и заявил о проекте "Один против всех" - то есть он выходит из списка блока и прорывается в Верховную Раду самостоятельно, по одному из киевских одномандатных избирательных округов. Участники блока говорят как о возможном о прохождении в Верховную Раду 50 кандидатов по списку блока и 225 по мажоритарным округам, а в качестве своего электората рассматривают те несколько процентов (порядка 5-6), которые всегда голосуют "против всех", плюс 30%, которые голосуют так же, не приходя на избирательные участки, плюс еще значительный процент разуверившихся во всем и вся людей, которые точно уверены, что "так жить нельзя". Минимум это 12% голосов, по оценкам Института политики.
Конечно, подобные оценки - не более чем предвыборный трюк. Однако как бы ни относиться к декларациям участников блока "Против всех", им, видимо, не удастся скрыть сверхзадачу проекта. Которая, по всей вероятности, заключается в подготовке политического пространства для последующей реализации сценария "украинский Путин". Этот сценарий предполагает наличие нескольких важных составляющих. Во-первых, личностный кризис персоналий, осуществляющих высшую государственную власть (в целом это похоже на современную Украину). Во-вторых, преемственность власти - то есть нынешние "гаранты" должны видеть в преемнике гарантию своей счастливой и безбедной старости. В-третьих, желательно, чтобы кандидат был выходцем из спецслужб или имел бы там серьезные завязки. Главным кандидатом до сих пор считался Андрей Деркач - народный депутат, сын предыдущего главы СБУ, причастный к политическому "рождению" Кучмы в 1994 году и не проходящий по реестру "оппозиция", вроде бы вполне лояльный и надежный для власти, да к тому же выпускник Высшей школы КГБ СССР. Теперь же в этом амплуа у него, похоже, появился оригинальный конкурент - Николай Габер. Правда, Габер никак не может считаться "человеком системы": радикальный патриот, чуть ли не единственный, кто остался "против Кучмы", когда пыл остальных "протестантов" значительно схлынул. Внимания заслуживают немалые связи Габера в украинских силовых структурах (да и в российских, по имеющейся информации, тоже). Примечательно, что его блок изначально планировался как Блок Силовых Структур, но силовики просто не рискнули, помятуя о "высочайшем гневе", выступить так прямолинейно. В общем, подобного человека нынешняя власть ни коим образом не может рассматривать как "преемника". Но стоит обратить внимание на его риторику, на разговоры о восстановлении государственной субъектности и даже на почти путинское выражение лица. Вопрос лишь в том, как бы за яркой и узнаваемой формой не скрывалось отсутствие вообще какого-либо содержания.
Киев