Глава Аджарии, личный представитель президента Грузии по грузино-абхазскому урегулированию Аслан Абашидзе прибыл в Москву для обсуждения проблем миротворчества с главой МИД РФ Игорем Ивановым.
Отношения Абашидзе с Тбилиси неоднозначны. Уже десять лет он ни разу не был в грузинской столице - после того, как там воцарился Эдуард Шеварднадзе, даже когда, как председатель ВС Аджарии, являлся зампредом парламента страны. Все вопросы между Центром и автономией решались не в Тбилиси, а в Батуми, куда всякий раз приезжал сам Шеварднадзе. Так продолжается и по сей день. Батуми в отличие от центральной власти поддерживает тесные контакты с российскими военными, с командованием дислоцирующейся в Аджарии 12-й базы, не требует ее вывода. Небезынтересно, что после грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. именно в Батуми, а не в Тбилиси стали наведываться руководители самопровозглашенной Республики Абхазия.
На фоне общей разрухи Абашидзе фактически заново отстроил Батуми, вернув городу былую славу популярного курорта. Аджария оставляет себе основную часть доходов, и Тбилиси мирится с этим. Тем более странным было принятое президентом Шеварднадзе прошлой осенью решение назначить руководителя Аджарии своим личным представителем в процессе грузино-абхазского урегулирования. Этот ход в Грузии оценили. Даже во время войны в Абхазии Аслан Абашидзе сумел сохранить определенный нейтралитет, доказав, что является самостоятельным политиком.
Но Абашидзе не спешил включаться в этот диалог. Три с лишним месяца аджарский политик молчал. За него говорили его сторонники в парламенте Грузии. Один из лидеров "батумской депутации", председатель фракции "Единая Грузия!" Георгий Таргамадзе заявил недавно о том, что реального подключения лидера Аджарии к грузино-абхазскому урегулированию вряд ли можно ждать до того, пока этот вопрос не будет решен институционально, пока официально Абашидзе не будет наделен полномочиями если не единственного, то главного переговорщика. Решение проблемы, считает Таргамадзе, должен курировать один человек, дублирование ни к чему путному не приведет. Это был ответ на недавнее заявление Шеварднадзе, заявившего, что участие Аслана Абашидзе в решении проблемы Абхазии будет "полезным", несмотря на то, что абхазским урегулированием занимаются лично глава государства, МИД и министр по особым поручениям, дипломаты стран из Группы друзей Генсека ООН по Грузии.
Один из членов парламентской "батумской команды" Нодар Джавахишвили заявил накануне его отъезда в Москву, что Абашидзе больше, чем любой другой грузинский политик, имеет шансы внести реальный вклад в урегулирование. И пояснил: при всех проблемах в грузино-российских отношениях Аслан Абашидзе смог сохранить нормальные, в том числе и личные политические отношения с Москвой, ни на йоту не ущемив интересы Грузии. Кроме того, сказал депутат, ему нынешние власти Абхазии доверяют больше, чем президенту Грузии. И это не преувеличение: в Сухуми руководителя Аджарской автономии вполне уважают. Хотя, конечно, стоят на своем: кто бы из Тбилиси ни занимался налаживанием отношений с Абхазией, речь шла и будет идти лишь об отношениях между независимыми государствами.
Тбилиси