Планировавшийся на вчерашний день визит в Тбилиси российской межведомственной группы, которая должна была обсудить проблемы, связанные с возвращением домой чеченских беженцев из Панкисского ущелья, отложен до понедельника. Напомним, что в состав группы, сформированной по распоряжению президента России Владимира Путина, включены представители МВД, МИДа, МЧС и ФПС РФ и правительства Чеченской Республики. Возглавил ее замглавы МЧС Юрий Бежняков. В департаменте по ЧС и ГО МВД Грузии утверждают, что им из Москвы поступило сообщение, где сказано, что поездка российской делегации отложена "для лучшей проработки всех деталей этого процесса". Между тем в Москве говорят, что с просьбой о переносе сроков визита обратилась именно грузинская сторона, которая должна направить в этой связи официальный документ, где будут пояснены "чисто технические" причины этой просьбы.
Руководитель пресс-службы департамента ЧС и ГО Тамаз Чоговадзе пояснил корреспонденту "НГ", что предложения и конкретные планы по организации возвращения чеченских беженцев в места их прежнего проживания готовит российская сторона. В Москве намерены сначала получить из Грузии заявления тех людей, которые хотят вернуться, определить их численность, сверить паспортные данные. В зависимости от этого, сказал Чоговадзе, будет выбран маршрут и транспорт, на котором беженцев доставят в Россию. По его информации, сейчас рассматриваются несколько вариантов операции "Возвращение". Один из них предусматривает отправку беженцев из Панкисского ущелья по Военно-Грузинской дороге через КПП "Верхний Ларс". Автотранспорт для этого уже подготовлен, но и в Тбилиси, и в Москве учитывают, что план в любой момент может быть сорван из-за ухудшения погоды в горах. Есть запасной вариант: переправить изъявивших желание вернуться в Чечню беженцев сначала в Тбилиси, а потом самолетами в Россию.
Предварительно обговорены и районы, где они будут размещаться. У некоторых из них остались дома, у кого-то жилье можно отремонтировать. Остальные будут либо размещены во временных центрах, которые уже открываются в Чеченской Республике, либо им будут предоставлены квартиры в сохранившемся жилфонде. Во всяком случае, крыша над головой обещана всем беженцам, которые находятся в Грузии.
Планирующаяся операция не обещает быть легкой. Речь идет о тысячах людей - по последним данным, в Панкисском ущелье находится около 8700 беженцев. Возвращаться пока соглашаются не все. Кто-то намерен остаться в Грузии, кто-то подумывает о переезде в другие страны. Проведенные опросы показывают: люди неуверены, что дома они будут в безопасности. Боятся обстрелов, авианалетов, бесконечных зачисток. Руководство Грузии тоже ставит перед российской стороной вопрос о том, что для массового возвращения беженцев на родину нужна хотя бы минимальная стабильность. На самом высоком уровне в Тбилиси не раз заявляли, что насильно выселять с территории Грузии никого не намерены.
Все это можно понять - и страхи людей, и возможные трудности, а значит, и необходимость все тщательно рассчитать и организовать. Однако, похоже, пауза возникла не только из-за этого. Накануне ожидавшегося приезда в Тбилиси российской делегации здесь открыто заговорили о том, о чем прежде предпочитали умалчивать. Министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания сообщил, что известный чеченский полевой командир Руслан Гелаев со своим отрядом, в октябре прошлого года объявившийся в другом конце Грузии, в Кодорском ущелье Абхазии, видимо, все же находится в Панкисском ущелье. По словам Хабурдзания, оперативная информация о Гелаеве и его отряде противоречива. Согласно одним данным, Гелаев в последнее время находился в ущелье, по другим - ушел в Азербайджан. Во всяком случае, сказал министр, какой-то стационарной базы в Панкисском ущелье у Гелаева нет. Отследить же маршруты его передвижения сложно - отряд весьма мобилен. Глава МГБ Грузии как бы вскользь заметил также, что даже сейчас, когда горы завалены снегом, чеченцы из Панкисского ущелья "могут переходить в Чечню и обратно". По словам министра, в течение года между Чечней и Панкисским ущельем курсируют до двух тысяч беженцев. Будь в Чечне соответствующие условия и какие-то гарантии безопасности, многие из этих людей давно уже остались бы у себя на родине, подчеркнул Хабурдзания. Отвечая на вопрос, сколько сейчас в Панкисском ущелье чеченских боевиков, Валерий Хабурдзания сказал, что речь, конечно же, идет не о тысячах.
Итак, Москва, уже два года настаивающая, что Панкисское ущелье стало базой для чеченских боевиков и наемников, перевалочным пунктом для подпитки сепаратистов, ничего не преувеличивала.
Тбилиси