Россия в ближайшие 5-10 лет будет развивать военную кооперацию в основном со странами СНГ. Об этом на днях заявил "НГ" заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Алексей Московский. Озвучивая детали подписанной президентом России Государственной программы вооружений до 2010 г., высокопоставленный представитель Минобороны РФ сказал, что среди прочих вопросов кооперации в рамках СНГ в планах Москвы стоит разработка и совместное производство двух видов военно-транспортных (ВТ) самолетов: российско-украинского Ан-70 и российско-узбекского Ил-76МФ. При этом из слов генерала стало понятно, что Россия отдает предпочтение в разработке ВТ самолета своему славянскому соседу. По крайней мере в оборонном заказе на этот год впервые за все время кооперация по НИОКР и опытному производству Ан-70 прописана отдельной строкой, под нее выделены реальные деньги.
Между тем если проект по Ан-70 только разрабатывается, то по ВТ самолету почти проведены все необходимые испытания и он готов к серийному производству. Пока это возможно только в Ташкенте. Но, по словам Московского, "узбекский вариант" завис в воздухе. Дело в том, что Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ) в советское время было единственным предприятием, входящим в корпорацию фирмы "Ильюшин", выпускающим военно-транспортные самолеты Ил-76. Если до распада СССР предприятие выпустило около 900 самолетов Ил-76, то за последние 10 лет - около 10 единиц (а в последние 5-6 лет вообще не выпускало). Все эти самолеты были проданы за рубеж Ташкентом без учета интересов РФ. Такую позицию ТАПОиЧ генерал-полковник Московский назвал "хулиганством". "Ташкент по демпинговым ценам продает самолеты, в которых на 80% комплектующие из России", - заявил заместитель министра обороны РФ.
ТАПОиЧ сейчас ищет инвестора. Таким инвестором может быть и российский Авиационный комплекс имени Ильюшина, разработчик Ил-76 и Ил-76МФ. Но узбекская сторона не уступает часть акций российской фирме как головному разработчику военно-транспортного самолета, а предлагает их ей купить. То есть купить то, во что фирма Ильюшина уже вложила немалые деньги.
Московский сказал, что для решения этой проблемы есть два пути. Первый путь - "закрыть двери и в упор не видеть соседа". Второй путь - договариваться. Узбекская сторона пока на договоры не идет. Поэтому, по словам Московского, единственно правильное решение - повернуться к собственным российским заводам, производящим самолеты семейства "Ил". Такие заводы есть в Воронеже и Ульяновске. Как сказал Московский, при соответствующем перепрофилировании производства эти заводы вполне способны собирать новый Ил-76 МФ.
Таким образом, заместитель министра обороны РФ дал ясно понять узбекской стороне, что разработка и производство нового самолета Ил-76 МФ могут произойти и без участия Ташкента. В этом случае ТАПОиЧ просто перестанет существовать. На нем практически свернуто производство. А большинство квалифицированных инженеров и рабочих успешно работают на авиапредприятиях "Ильюшина" в Ульяновске и Воронеже.
Фирме "Ильюшина" предлагают заплатить около 100 млн. долл., чтобы стать совладельцем ТАПОиЧ. По оценкам российских военных экспертов, этих денег хватит, чтобы создать аналогичное производство и в России.
На что надеется Ташкент, замораживая свои авиационно-производственные связи с Москвой, понять нетрудно. Во время недавнего визита в Ташкент госсекретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джоунс среди вопросов инвестирования в экономику Узбекистана американских денег обсуждалась и тема перепрофилирования ТАПОиЧ. На какие рельсы - гражданские или военные, неизвестно. Хотя, по взглядам российских экспертов, и в том и другом случае это потребует не менее 1,5 млрд. долл. То есть в Ташкенте надо будет построить фактически новый завод. Пойдут ли на это американцы? "Отверточная" сборка "Боингов" или F-16 на ТАПОиЧ исключена по причине отсутствия квалифицированных кадров. После массового исхода в 1990-1995 гг. из Узбекистана евреев, немцев и русских в стране ощущается дефицит грамотных рабочих.
Элизабет Джоунс заявила, что в 2002 г. США планируют инвестировать в экономику Узбекистана 160 млн. долл. Это немного. Возможная стоимость 10 производимых на ТАПОиЧ самолетов Ил-76 МФ может составить до 350 млн. долл. Этими самолетами уже заинтересовался Китай. Он проявил интерес также и к новой российско-украинской разработке ВТ самолета Ан-70 и, по словам российских военных экспертов, готов вложить в него свою долю инвестиций.