Главной целью закончившегося на днях визита первого заместителя министра иностранных дел РФ Вячеслава Трубникова в Тирасполь и Кишинев было разблокирование переговорного процесса между двумя берегами Днестра. Как известно, "таможенная война" между РМ и непризнанной ПМР началась осенью прошлого года по инициативе Кишинева, что и стало причиной срыва переговорного процесса после некоторой кишиневской "оттепели". Президент РМ Владимир Воронин, постоянно называя ПМР "криминальным регионом", через который проходит контрабанда оружием, косвенно, а потом и прямо обвинял в поощрении такой контрабанды Украину. Конфликт между Молдавией и Украиной и взаимный обмен любезностями дошел уже до Совета Европы.
Надо отметить, что до Владимира Воронина ни один молдавский президент при всей нелюбви к Приднестровью не считал возможным портить отношения с Украиной как со второй страной-гарантом.
Во время переговоров с Вячеславом Трубниковым, возглавлявшим представительную российскую делегацию, президент Молдавии заявил, что готов встретиться с Игорем Смирновым в любое удобное для него время для обсуждения нужд и проблем восточных районов, но только на том уровне, на котором он встречается с "любым руководителем местной администрации Молдавии". И хотя глава российской делегации отметил "огромный запас доброй воли у руководства Молдовы" к продолжению процесса урегулирования статуса Приднестровья ("Это главный вопрос, ради которого мы сюда приезжаем", - подчеркнул Вячеслав Трубников), трудно понять, как нынешняя позиция президента РМ будет способствовать реальному урегулированию. Ведь она фактически исключает предложение российской стороны о продолжении переговоров в формате "пятерки" (то есть с участием Приднестровья), если РМ рассматривает Игоря Смирнова только как одного из руководителей местной администрации. Можно себе представить, каковы будут реальные сдвиги в обсуждении статуса Приднестровья при такой позиции.
Поскольку таможенные проблемы остаются жизненно важными для Приднестровья, президент Молдавии предложил внешне неожиданный ход: привлечь к наведению порядка представителей Германии, Австрии и Швеции. Возможно ли специально "выписать" таможенников из Европы (скорее всего - в пику Украине), когда сам президент РМ не в состоянии решить эту проблему путем переговоров, - спорный вопрос. Однако как политик Владимир Воронин совсем не склонен к случайным жестам. Не случайна и его ссылка на то, что от Германии уже получен предварительный положительный ответ.
Уместно упомянуть, что в последнее время Германия проявляет повышенный интерес к Приднестровью и что подобное "случайное" предложение со стороны Молдавии можно расценивать как стремление к интернационализации конфликта. Зная западную манеру "не слезать" с любой постсоветской территории, однажды ступив на нее ради благих целей, то можно предположить, что даже внешне незначительное расширение формата переговорного процесса с участием России и Украины грозит им окончательной потерей своего влияния в регионе.
Что же касается всего комплекса проблем в регионе, то здесь заявления Вячеслава Трубникова, сделанные для прессы, не отличаются новизной: глава российской делегации подтвердил приверженность России выполнению Стамбульских соглашений. С тем, видимо, чтобы ОБСЕ впоследствии содействовала выработке такого статуса Приднестровья, который бы "разрешал" присутствие российского контингента. Однако этот самый важный для приднестровцев вопрос по-прежнему повис в воздухе. А если учесть, что переговоры российской делегации с руководством ПМР проходили под взрывы уничтожаемых боеприпасов, то остаются вопросы и после слов Вячеслава Трубникова о том, что "утилизация на месте - это вопрос решенный" (по словам высокопоставленных военных ПМР, никакой "утилизации на месте" нет и не было). Как и после его заявления о том, что "российские войска отсюда не уйдут".
Между тем население в Приднестровье, как сообщает наш источник, уверено как раз в обратном.