В автономно-территориальном образовании (АТО) Гагаузия на прошлой неделе была предпринята попытка захвата легитимной власти. Именно так охарактеризовал происшедшее глава исполкома Гагаузии башкан Дмитрий Кройтор.
На прошлой неделе на заседании Народного Собрания (НС) был поставлен вопрос о нарушениях в деятельности исполкома Гагаузии, выявленных счетной палатой республики, и о вынесении ему вотума недоверия. Это предложение поддержали 24 депутата, но соответствующий протокол подписал лишь 21. Данный документ не имеет законной силы, так как он не был завизирован ни председателем НС, ни его заместителями. Однако в Кишиневе наутро после драматического заседания НС государственное информационное агентство распространило информацию о том, что Народное Собрание Гагаузии отправило в отставку башкана.
Сам Дмитрий Кройтор, как он сообщил "НГ", пока никакого протокола не видел. И намерен продолжать свою работу и далее, "в соответствии с полученным от народа мандатом". Он назвал главным заказчиком случившегося Кишинев. Помощник председателя НС Петр Златов также заявил, что режиссер скандальных гагаузских событий в действительности находится в Кишиневе. По его мнению, официальную власть Молдавии не устраивает самостоятельная позиция автономии как в экономических вопросах (в том числе в проблеме приватизации местных предприятий и распределения собираемых здесь налогов), так и в политических. Кроме того, руководство страны раздражено тем, что АТО продолжает сотрудничать с приднестровской стороной. Новым поводом для недовольства послужил отказ гагаузских руководителей принять участие в предстоящих в апреле досрочных местных выборах.
Официальный Кишинев после сообщения об отставке башкана организовал пресс-конференцию депутатов НС во главе с Иваном Кристиогло, то есть той части депутатов, которая проголосовала за отставку. Любопытно, что в данной истории повторяется сценарий, использовавшийся в противостоянии с Тирасполем. Молдавская сторона тогда также обвинила приднестровское руководство в экономических преступлениях, контрабанде, отмывании денег. И при этом представителям приднестровской оппозиции предоставлялась возможность организовывать свои пресс-конференции в Кишиневе и выпускать здесь свои газеты.