Киев должен быть готов к участию в строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан: контракты на закупку оборудования начнут заключаться уже в марте. Американцев, пригласивших Украину принять участие в этом "проекте века", интересуют здешние трубы и компрессорные станции. Одновременно США обещают Киеву помощь в эксплуатации нефтепровода Одесса-Броды.
Об этом на днях в ходе встречи с премьер-министром Анатолием Кинахом заявил главный советник госсекретаря США по вопросам дипломатии в энергетической отрасли Каспийского региона Стивен Манн. По его словам, для США главным маршрутом транспортировки нефти с каспийских месторождений является нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, строительство которого начнется в середине года. А поскольку участники Каспийского трубопроводного консорциума высоко ценят опыт украинских предприятий в производстве соответствующего оборудования, они готовы на конкурсной основе рассмотреть их предложения. Кроме того, Манн сообщил, что США продолжат поддержку усилий Украины по созданию консорциума для включения уже построенного нефтепровода Одесса-Броды в процесс транспортировки каспийской нефти. Его мощность составляет около 9 млн. т нефти в год, но может быть увеличена вчетверо.
Впрочем, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических программ Владимир Сапрыкин полагает, что предложение Манна является "пустым дипломатическим реверансом", ибо вопрос участия той или иной компании в строительстве нефтепровода определяется открытым тендером. В частности, так было при определении поставщиков оборудования для турецкого участка. И в этом тендере Украина участия не принимала.
В то же время, по мнению председателя профильного парламентского комитета Александра Гудымы, на Украине есть структуры, имеющие большой опыт строительства нефте- и газопроводов. Поэтому нужно направить усилия на то, чтобы привлечь их к этому строительству. "Если США начнут строительство нефтепровода Баку-Джейхан, то нужно быть абсолютным идиотом, чтобы не принимать участия в этом строительстве. Но не долевое, а на правах подрядчиков. Надо строить и зарабатывать деньги, иначе их заработают болгары, поляки, турки и венгры", - считает парламентарий.
Для Украины, как и для России, перспективы строительства нефтепровода Баку-Джейхан тесно связаны с возможностью пуска нефтепровода Одесса-Броды. Связаны настолько, что вице-президент компании "ЛУКОЙЛ" г-н Федун недавно заявил о готовности поддержать маршрут Баку-Джейхан хотя бы ради того, чтобы нефтепровод Одесса-Броды остался сухим. Как отмечает эксперт Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов, если на рынки Европы через трубопровод Одесса-Броды попадет легкая каспийская нефть, то российская нефть еще более упадет в цене - почти на 3 долл. за баррель. Это и стало, считают в Киеве, причиной стремления "ЛУКОЙЛа" к участию в строительстве нефтепровода Баку-Джейхан.
Интересы Киева в этом отношении диаметрально расходятся с российскими. "Украине нужно уже в феврале пришвартовать и разгрузить первый танкер - как символ того, что мы уже реально доставили через диверсифицированный канал первую каспийскую нефть, что позволяет говорить о большей энергетической безопасности Евросоюза. С приходом танкера в Одессу и с заполнением трубы мы добились бы того, чего на протяжении многих лет добивались все украинские правительства, все созывы Верховной Рады и все президенты. Ведь весь комплекс этих вопросов лежит в плоскости интеграции Украины в Европу и энергетической безопасности ЕС", - заявляет Александр Гудыма.
Именно поэтому в Киеве визит Манна расценили как свидетельство политической поддержки американской администрацией усилий Украины в этом направлении. В данном вопросе интересы США и Украины пока полностью совпадают. И, по мнению Сергея Данилова, Вашингтон будет в дальнейшем поддерживать работу нефтепровода Одесса-Броды. Американским компаниям остается лишь выбрать наиболее оптимальный для себя режим его эксплуатации.
Киев