- Какова ваша реакция на отставку премьера правительства Казахстана - это неожиданность или того требовала политическая логика новых стратегических задач?
- Ситуация с отставкой премьера Токаева вызревала. Если я правильно ориентируюсь в хитросплетениях внутренней казахстанской борьбы за власть, то она выглядит вполне логично в контексте ранее случившегося отстранения от активной роли Рахата Алиева (бывший заместитель начальника Службы охраны президента. - В.В.). Бывший премьер Токаев был связан с семьей Назарбаева, а конкретно с той ее ветвью, которая олицетворяется дочерью Даригой и зятем Рахатом. Как известно, Алиев в последнее время был отстранен от двух высоких должностей. Отставка Токаева и столь оперативное назначение нового премьера и кабинета министров, видимо, звенья одной цепи, пакет кадровых решений, который сейчас начинает реализовываться.
В Казахстане сейчас обостряется борьба за власть. И главной причиной этого является неожиданно нетвердое положение самого президента, который подвергается критике теперь не только извне, но и внутри страны.
- С чьей стороны?
- Со стороны подросшего поколения политиков, влиятельных и близких Назарбаеву, но видящих свою собственную перспективу. Как в свое время в Турции на политическую арену вышли младотурки, так и в Казахстане приходит время "младоказахов". Их политический вес формировался за последнее десятилетие отдельного от России существования Казахстана и не настолько зависит от прошлого, от партийных биографий┘ Это политики в чем-то националистического толка, которые, конечно, благодарны Назарбаеву за то, что он фактически все это время был "крышей" для развития независимости Казахстана. Но сегодня эти люди, имея собственные аппетиты, хотят идти дальше, думают о своей роли в наступающий период "после Назарбаева". С этой целью они пытались объединиться в группу "Демократический выбор Казахстана".
На предыдущем этапе Токаев лично обвинил нескольких своих министров в политиканстве, и сейчас складывается такое впечатление, что те берут реванш. Вполне может быть, что президент Назарбаев сейчас вынужден балансировать между различными группировками в своем окружении и пытается за счет отставки Токаева и публичного отстранения от дел Алиева выиграть какое-то время и восстановить равновесие между разными влияющими на казахскую политику обстоятельствами.
- Насколько убеждения политиков нового поколения повлияют на взаимоотношения наших стран?
- Я думаю, что эту группу политиков нельзя отнести к безоговорочным сторонникам ориентации на Россию, как иные пытались представить Назарбаева. Хотя на самом деле русофилом его не назовешь: он просто вынужден был учитывать русский фактор в республике, фактор огромной границы Казахстана с Россией, фактор влияния России на Казахстан. Назарбаев достаточно ловко использовал определенную демагогию, свое знание внутренних проблем российской политики. По моему предварительному впечатлению, те люди, которые сегодня входят во власть в Казахстане, менее склонны учитывать Россию. Во всяком случае, мы уже сегодня столкнулись с очень любопытным фактом: на должность посла Казахстана в России после долгих споров назначен бывший министр печати Алтынбек Сарсенбаев, один из противников Токаева и Алиева, сторонник моноязычия, прославившийся репрессивными мерами в отношении русского языка, русскоязычных изданий. Это несколько демонстративное решение, свидетельствующее о появлении новых реалий в республике.
Мне кажется, что приход новых сил в руководство Казахстана свидетельствует в далекой перспективе о том, что с обретением американцами баз в Средней Азии в Казахстане начинаются внутренние изменения. Куда они приведут, сказать сейчас сложно. И если Россия вовремя не обратит на это внимание, то не исключено, что ее влияние здесь будет постоянно уменьшаться. Наша страна и так все эти десять лет не могла использовать свое влияние в Казахстане, добиться уважения к русскому языку и русскому населению. И даже, к сожалению, не ставила перед собой таких задач.
- Насколько сегодня в Казахстане сильны принципы демократии?
- Безусловно, события последних дней - это внутренние дворцовые интриги, а не следствие какого-то демократического процесса. И происходит все без серьезного учета мнения населения, в том числе и русского (оно вообще в этой истории совершенный статист). Хочу заметить, что подлинной гарантией для внутренней стабильности Казахстана является не снятие одного министра и назначение другого, а решение давно назревших и перезревших внутренних вопросов. А именно: проблемы самоуправления регионов республики, ее федерализация, приведение в соответствие слов и дел, связанных с демократическими нормами.
Вообще Казахстан не отнесешь к типичной центральноазиатской стране здесь значительно глубже европеизация, значительно мощнее выглядит российский фактор. И управлять Казахстаном так, как пытаются управлять Туркменией или даже Узбекистаном, - значит наносить большой ущерб будущему этой страны, ее культурному, этническому, религиозному своеобразию и многообразию. К сожалению, развитие республики в течение десяти лет идет в направлении исламизации и тюркизации. И наносится огромный ущерб не только русским, но прежде всего тем казахам, которые переняли определенный уклад европейской жизни, европейскую этику деловых и личных контактов. Сегодня в Казахстане притеснено не столько русское, сколько русскоязычное население. И это первая жертва десятилетнего процесса превращения Казахстана в азиатское государство.
- До назначения нового кабинета министров предполагалась возможность формирования коалиционного правительства с участием членов оппозиционного движения "Демократический выбор Казахстана"┘
- Практика всех президентов в СНГ - даже создавая, по сути, коалиционные правительства, никогда публично этого не признавать. Вообще коалиционное правительство возникает как результат выборов и вхождения в проправительственную группировку представителей разных политических сил и партий. С этой точки зрения никакого коалиционного правительства в настоящее время в Казахстане не предвидится, потому что в нынешнем парламенте в основном - сторонники президента. Это не запрещает членам парламента или кабинета принадлежать к разным группировкам внутри власти, но никак не к разным политическим силам. Это просто разные кланы, которые или представлены, или не представлены во власти. Я думаю, что Назарбаев, как и всякий авторитарный правитель, следит за соблюдением определенного баланса. И если сегодня он делает упор на одну группировку в ущерб другой, то это не значит, что он заинтересован в том, чтобы победители бесконтрольно царили во всех структурах исполнительной власти. Это обстоятельства азиатской борьбы за власть, обстоятельства вполне автократического режима.