На днях Кишинев после некоторой паузы все-таки ответил Киеву по поводу его предложений о дальнейшем урегулировании приднестровского конфликта и развитии миротворческого процесса между Кишиневом и Тирасполем. По сообщению пресс-службы президента Молдавии, МИД РМ заявил в послании украинской стороне, что целесообразна в данном случае двусторонняя встреча двух президентов, без третьего лишнего (читай - Приднестровья). Официально такая точка зрения в РМ объясняется тем, что и помимо приднестровского вопроса двум президентам есть что обсудить, так как существует ряд проблем между Украиной и Молдавией. В то же время президент РМ Владимир Воронин считает, что работа экспертных групп должна быть продолжена. Что в принципе следует признать не очень продуктивной тратой времени, поскольку всем понятно, что политические решения в итоге принимают отнюдь не эксперты - и потому без принципиальных переговоров и конкретных решений первых лиц Кишинева и Тирасполя о нормальном миротворческом процессе не может быть и речи. Предложение президента Молдавии Владимира Воронина поговорить с президентом Украины Леонидом Кучмой тет-а-тет в Приднестровье расценили как еще одно доказательство "последовательности" лидера Молдавии, решившего вопреки предыдущим соглашениям, начиная с известного Меморандума, "выбросить" Приднестровье из переговорного процесса. После чего, по мнению приднестровской стороны, нарушается сбалансированный за много лет формат переговоров, которые без Тирасполя становятся переговорами виртуальных конфликтующих сторон (Украины и Молдавии, Украины и России и т.д.).
Возникает вопрос: ну а что сама Россия? Реагирует ли она каким-либо образом на усложнившуюся обстановку в регионе?
Сегодня, 30 января, начинается рабочий визит в Кишинев и Тирасполь первого заместителя министра иностранных дел РФ Вячеслава Трубникова. Несмотря на определение "рабочий", визит высокопоставленного чиновника МИД РФ может придать принципиально новый вектор переговорному процессу, поскольку в контексте целого комплекса проблем в качестве основного будет проработан вопрос о военном российском присутствии в регионе. Подписание подобного соглашения (или протокола) рассматривается в рамках Большого договора между Молдавией и Россией: предполагается, что присутствие в регионе Сил стабильности (название условное) станет реальным механизмом гарантий безопасности (в котором будет участвовать и Украина). В Приднестровье положительно относятся к такому плану, гарантирующему наконец реальную безопасность Левобережья и всего региона в целом, однако недоумевают, почему с их представителями Россия не провела предварительных консультаций. Но поскольку Вячеслав Трубников намерен встретиться и с лидером РМ, и с руководством Приднестровья, надо полагать, эти недоумения рассеются.
Положительный итог этого визита первого заместителя главы российского внешнеполитического ведомства, надо полагать, будет означать кардинальные перемены в регионе и наконец реальное возрастание здесь роли России, которая слишком долго была безропотной "уходящей натурой". И хотя предположительно российский контингент стабильности невелик, важен сам знаковый характер этого присутствия.