- Геннадий Васильевич, как все-таки будет решаться вопрос с единой валютой?
- В соответствии с Договором о создании Союзного государства примерно к 2004 году в качестве единой валюты будет фигурировать российский рубль, а затем будет введена единая национальная валюта Союзного государства, но какой именно она будет, покажет время. Нельзя искусственно вводить валюту или ускорять этот процесс без решения экономических и хозяйственных проблем. И все, что мы обсуждали на встрече с премьером Михаилом Михайловичем Касьяновым, по сути, и было такой общей "подводкой" к единой валюте.
- Какой круг вопросов обсуждался? Один из вопросов показался вам даже "тяжелым" - почему?
- Прежде всего должен подчеркнуть, что степень взаимопонимания двух сторон заметно возросла. Это не значит, что все вопросы решены или "сняты", но российская сторона, российское правительство демонстрируют понимание наших проблем. Я считаю, что возросла и организационная грамотность - две рабочие группы с обеих сторон встречаются и в Москве, и в Минске, после чего более основательными становятся и документы. Сейчас готовится соглашение по тарифам - по газу, нефтепродуктам, тарифам на железнодорожные перевозки. По последнему вопросу мы пришли к такому решению: хозяйствующие субъекты двух стран будут ввозить грузы на территории друг друга по внутрироссийским железнодорожным тарифам. Это несколько ущемляет интересы МПС и России, и Беларуси, но эта мера согласована с руководством этих министерств и создает наконец нормальные условия для перевозок российских и белорусских грузов. Большие сдвиги и полное понимание наблюдались и по вопросам единства тарифной политики. Российская сторона согласилась применять цены на газ на границе между нашими странами по так называемому "пятому поясу": сейчас мы получаем 30 долларов за тысячу кубометров, а хозяйствующие субъекты Смоленской области - по 19 долларов. Российская сторона согласна продавать газ нашим хозяйствующим субъектам по 19 долларов, но есть оговорка рабочей группы: в таком случае "Газпром" понесет убытки на сумму 150 миллионов долларов. Возник вопрос: из чего их возмещать? Наши аргументы сводились к тому, что транзит российского газа на Запад по территории Белоруссии стоит "Газпрому" в четыре раза дешевле, чем транзит по Украине, и он поэтому сможет вернуть себе ту же сумму. Наша аргументация возымела понимание. Этот вопрос был "снят", и премьер Касьянов согласился, что вопрос надо решать как-то по-другому.
А наиболее тяжелым оказался вопрос о взимании налога на НДС. Известно, что Россия за все товары, кроме энергоносителей, в странах СНГ берет НДС по стране назначения, за исключением Белоруссии. Хотя у нас союзнические отношения и мы вроде бы должны быть друг к другу ближе, чем другие. Но эта поправка Госдумы делает Беларусь страной ущемленной, и мы теряем на этом 150 миллионов долларов в год! Однако наши аргументы на этот раз не были приняты категорически. Правда, сам Михаил Михайлович сказал, что раз мы двигаемся к одному государству, надо решать и эту проблему.
- Говорили ли вы с нашим премьером о бюджете Союзного государства?
- Да, этот вопрос будет рассмотрен в феврале-марте на заседании Высшего Госсовета, затем его рассмотрит Парламентское собрание, после чего все параметры будут уточнены окончательно.