Итоги визита главы временного правительства Афганистана Хамида Карзая в Душанбе подтвердили верность сделанного еще месяц назад в "НГ" прогноза о том, что таджикские регулярные войска станут главной опорой новой власти в стране. На пресс-конференции Рахмонов и Карзай приветствовали размещение в Афганистане международного миротворческого контингента, и из их заявлений следует, что в его составе скорее всего будут военнослужащие из Таджикистана. Между тем некоторые данные свидетельствуют, что таджикские военнослужащие уже находятся на территории страны. Источники в Душанбе заявляют о том, что действовавшие в период осенне-зимней кампании 2001 г. в составе отрядов Северного альянса "командос" из оперативной бригады специального назначения внутренних войск МВД РТ, которой командует генерал-майор Сухроб Касымов, не возвращались на зимние квартиры. По некоторым данным, они остались на территории страны и ждут прихода из Таджикистана специально созданных миротворческих батальонов, действиями которых будут, видимо, руководить.
Пропуштунское временное правительство хочет, чтобы это произошло как можно быстрее. Приветствуя прибытие в Афганистан подразделений ООН из Европы, нынешние кабульские руководители в то же время понимают, что удержать ситуацию смогут только адаптированные к местным условиям военные силы. Сегодня это не войска ООН, которые только передислоцируются в республику, а отряды Северного альянса, в составе которых действуют советники и специалисты из Таджикистана. Именно таджикские миротворцы, согласно планам Карзая и других здравомыслящих пуштунских лидеров, могут помочь навести порядок в стране и противодействовать распространению сепаратизма на севере Афганистана. А то, что межэтнические разборки там уже начались, ни у кого не вызывает сомнения.
По каналам мировых информационных агентств уже прошло сообщение о том, что в приграничной с Таджикистаном провинции Кундуз сторонники узбекского генерала Абдул Рашида Дустума, занимающего пост замминистра обороны, после двухдневного сражения с отрядами таджиков, приверженцев Бурхануддина Раббани, захватили Калайзаль - приграничный район вдоль Амударьи, в 60 км к северо-западу от города Кундуза. Он граничит через Амударью с находящимся в Таджикистане и населенным этническими узбеками Шаартузским районом. Здесь до ноября 1998 г. под эгидой Коллективных миротворческих сил находились два батальона ВС Узбекистана. Когда эти батальоны неожиданно ушли, оголив долину, возникла прямая угроза прорыва талибов и боевиков ИДУ вдоль реки Кофарнихон к Душанбе. Уже через месяц шаартузское направление стали прикрывать силы 201-й российской мотострелковой дивизии.
Некоторые узбекские лидеры давно высказывали мысль объединить земли своих соотечественников, находящихся на территории Таджикистана, Узбекистана и Афганистана, в рамках единого узбекского государства. Официальный Ташкент пока против, однако, как и американцы, поддерживает идею широкой автономии для провинций, населенных национальными меньшинствами. Таджики, хотя и являются нацменьшинством в Афганистане, настроены против излишней федерализации страны и поддерживают Карзая. Они компактно проживают только на востоке и западе страны и хорошо понимают, что отторжение северных промышленных провинций будет на пользу Ташкенту.
Между тем Карзай и его таджикские единомышленники, возглавившие силовые министерства и МИД страны, заинтересованы в поддержке со стороны Душанбе и Москвы, а через них ищут опору и в Иране. Напрямую Кабулу взаимодействовать с Тегераном очень трудно, поскольку США в связи с этим могут отказать Афганистану в гуманитарной и экономической помощи.
А у узбекского лидера Дустума союзники совсем другие - в первую очередь Турция и США. Находящийся сейчас в Турции Дустум опроверг утверждения СМИ о серьезности таджикско-узбекского инцидента близ Амударьи, хотя и подтвердил, что "между двумя полевыми командирами антиталибского фронта произошло небольшое столкновение". О его масштабах узбекский генерал ничего не сообщил.
Дустум, который считает себя обделенным после побед над талибами, не раз заявлял о необходимости официального придания северным провинциям Афганистана, где компактно проживают в основном узбеки (они составляют 7% населения страны), широких автономных прав. Фактически генерал является абсолютным лидером в наиболее промышленно развитых городах страны Мазари-Шарифе, Маймене, Шибиргане и Харабаде. Зона его влияния простирается на запад до провинции Герат, на восток - до реки Кундуз, на правом берегу которой живут уже этнические таджики. Это составляет около 40% территории Афганистана.
Понимая реальность возникновения сепаратизма на севере страны, нынешние кабульские лидеры намерены бороться с этой опасностью, взяв в союзники Душанбе и Москву. С другой стороны, США и Турция заинтересованы в усилении своего влияния в стране через узбекское лобби. Кто окажется победителем - покажет время. Впрочем, ситуация может быть сглажена экономическими интересами сторон, связанными с возможностью прокладки нефте- и газопроводов из Центральной Азии к Аравийскому морю. Афганского пирога, видимо, хватит на всех.