Наспех принятый Украиной закон о борьбе с пиратским производством компакт-дисков не спас страну от введения американских санкций: 23 января США, как и обещали, ввели ограничения на импорт украинского металла и другой продукции на 75 млн. долл. В целом же введение санкций, по оценкам украинского правительства, обойдется стране в 470 млн. долл. и несколько тысяч утраченных рабочих мест.
Американцы предупредили Киев о введении санкций еще 20 декабря, сразу после того как Верховная Рада не приняла закон о борьбе с пиратским производством компакт-дисков. За неделю до введения санкций украинские депутаты напряглись и в один день приняли антипиратский закон сразу в двух чтениях. Правда, не тот, на котором настаивали американцы, а более мягкий и благосклонный к отечественному производителю вариант.
Действие закона не распространяется на диски, которые перемещаются через территорию Украины транзитом, ввозятся или вывозятся физическими лицами для собственного использования, а также пересылаются в международных почтовых отправлениях.
Вариант закона, предложенный украинским правительством, предусматривал введение жесткого государственного контроля над производством, экспортом и импортом лазерных дисков путем лицензирования. Правительство также предлагало ввести уголовную и административную ответственность за нарушение правил осуществления вышеупомянутой деятельности.
Как отметила эксперт украинского Международного центра перспективных исследований Ольга Пиндюк, крайне жесткие условия регулирования, предложенные в правительственном варианте, привели бы украинскую звукозаписывающую промышленность к упадку. А принятый закон, по ее оценке, удачно сочетает защиту интеллектуальной собственности и защиту интересов украинского производителя. Принятый закон понравился и президенту Леониду Кучме, который пообещал подписать его.
Зато он не понравился американцам. Официальные представители США и международные звукозаписывающие ассоциации расценили принятие мягкого закона как неспособность Украины выполнить взятые на себя обязательства. Советник по экономическим вопросам посольства США на Украине Кеннет Фейрфакс заявил, что принятый закон "создает иллюзию того, что проблема пиратского производства компакт-дисков решена".
Представители лондонской Международной федерации фонографической промышленности (IFPI) отметили, что Украина упустила "последнюю возможность избежать торговых санкций США". А торговый представитель США Роберт Зеллик предупредил, что неспособность решить проблему пиратства может помешать Украине вступить во Всемирную торговую организацию в этом году.
В итоге их предчувствия оправдались: 23 января пресс-служба американского посольства на Украине сообщила о введении санкций.
Оценки влияния санкций на украинскую экономику существенно различаются. Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило считает, что на объеме экспорта украинского металла в США введение ограничений не скажется, поскольку, по данным за 10 месяцев 2001 г., экспорт украинских металлопродуктов на американский рынок и так сократился приблизительно на 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Но сам факт введения санкций свидетельствует о том, что в дальнейшем Украине придется переориентировать свой экспорт, например, на легкую и пищевую промышленность, машиностроение, что уже постепенно и происходит", - отмечает Жалило.
Эксперт Международного института сравнительного анализа Александр Сергиенко полагает, что санкции существенно не повлияют на экономику Украины. В то же время, по его мнению, "возможны различные неприятные ситуации вокруг украинского металла при ввозе его на территорию США: проблемы с движением средств при оплате, с документами".
Директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований Владимир Сиденко уверен, что введение санкций существенно отразится на возможностях украинского экспорта металлургической, химической, текстильной продукции в США. "Потери объемов экспорта для Украины могут составить от 200 до 400 млн. долл. в год. Это прямые потери, побочные могут быть большими", - считает Сиденко.
Что касается официального заключения американских экспертов по принятому закону, то его еще нет, поскольку американская сторона получила закон только 21 января и сейчас изучает его. Украинская сторона уже предупредила Вашингтон: лучшего закона американцам в ближайшее время увидеть не придется. Премьер-министр Анатолий Кинах заявил, что принятый вариант - "это тот максимально возможный результат, которого можно достичь сегодня как с учетом конкретной экономической ситуации, так и с учетом политической, сложившейся в Верховной Раде".
Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от того, признают ли США принятый закон "максимально возможным результатом" в существующих условиях, или заблокируют его. Пока вероятнее выглядит второй вариант.
Киев