Эдуард Шеварднадзе в радиоинтервью прямо заявил, что его позиция в отношении формата миротворческой операции в Абхазии "полностью совпадает с требованиями тех организаций беженцев, которые проводят акцию протеста на Ингури". Между тем грузинские партизаны из отряда "Лесные братья" сделали, что обещали: к утру вторника заминировали на левом, грузинском берегу реки Ингури, отделяющей Абхазию от остальной Грузии, все подходы к посту российских миротворцев.
Акция нескольких сотен беженцев из Абхазии, требующих отвода российских миротворцев в глубь абхазской территории, к реке Галидзга, уже четвертый день продолжающаяся на подступах к посту российских военных, из просто шумной перерастает в опасную. Как заявляет авторитетный на западе Грузии командир "Лесных братьев" Давид Шенгелия, акция беженцев у моста через Ингури с каждым днем будет приобретать "все более масштабный и решительный характер", если власти не выполнят выдвигаемых ими требований - отвести российские миротворческие силы от реки Ингури, а затем и вовсе вывести их из зоны конфликта. По его словам, сейчас у моста через Ингури собралось не менее 500 беженцев из Абхазии, к которым во вторник присоединятся тбилисские студенты, а затем и беженцы из других городов Грузии. О намерении заминировать подходы к мосту, сказал Шенгелия, в понедельник он поставил в известность представителей штаба российских миротворческих сил.
Российские солдаты пока сохраняют спокойствие, хотя фактически блокированы на правом берегу Ингури, уже восемь с лишним лет являющейся границей между Грузией и Абхазией. Обострение ситуации на административной границе между грузинским Зугдидским и абхазским Гальским районами наметилось сразу после того, как стало известно о протоколе, подписанном на прошлой неделе в селе Чубурхинджи министром по особым поручениям правительства Грузии Малхазом Какабадзе и первым вице-премьером правительства непризнанной Республики Абхазия Раулем Хаджимба. Этот документ определяет сроки начала отвода грузинских армейских частей из верховий Кодорского ущелья, оставшегося после войны 1992-1993 гг. под контролем грузинских властей. Взамен абхазская сторона должна вывести свою тяжелую военную технику из нижней части ущелья и из района некогда шахтерского города Ткварчели.
Документ произвел эффект разорвавшейся бомбы даже в парламенте Грузии. Большинство депутатов посчитали протокол "недопустимой уступкой" сухумским властям, шагом к полной потере контроля над Кодорским ущельем. Зашумела и "улица", прежде всего на западе страны, где сосредоточена основная масса беженцев из Абхазии. Всю ночь на вторник не прекращался митинг беженцев и в Тбилиси, у здания Государственной канцелярии Грузии, где находится резиденция Эдуарда Шеварднадзе. Требования на этом митинге те же: отодвинуть позиции российских миротворцев в глубь абхазской территории, разобраться наконец с их мандатом и начать необходимые процедуры по их полному выводу с территории Грузии.
Примечательно, что эти требования публично поддержал и президент Шеварднадзе. Во всяком случае, он не считает "обязательным для выполнения" подписанный в Чубурхинджи протокол - в части отвода подразделений Минобороны Грузии из Кодорского ущелья. Грузинские вооруженные формирования находятся в ущелье уже несколько лет и впредь останутся там, заявил Эдуард Шеварднадзе в радиоинтервью.
Тбилиси