- Как давно существует ваша организация и кому принадлежала идея ее создания?
- В апреле фонду исполнится уже 7 лет. Идея создания фонда довольно прозаична. Дело в том, что в России, которая является пятой страной мира, где православие стало государственной религией, ранее не было госресурса для поддержки Европейской межпарламентской ассамблеи православия - движения православных парламентариев из двадцати государств Европы. Естественно, создать такой фонд было необходимо. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II идею поддержал, благословил и сейчас является духоводителем и председателем попечительского совета фонда.
Фонд известен в среде православной общественности широкой благотворительной деятельностью. Учредить премии за развитие и укрепление межправославных связей духовно близких народов планировалось изначально. Но как всякая хорошая идея, это начинание должно было "отлежаться". К тому же фонду нужно было заработать авторитет. И действительно, он себя вполне зарекомендовал: на прошлогоднюю церемонию приехали все приглашенные участники и гости. И Блаженнейший Диодор I (ныне почивший), и президент Белоруссии Лукашенко, и трехкратный президент Кипра Спирос Киприану, председатель правления ОАО "Газпром" Рем Вяхирев. Никто из нынешних лауреатов от участия в церемонии не отказался.
- Кому присуждается эта премия?
- Государственным, религиозным, политическим и общественным деятелям. То есть главам государств, предстоятелям православных церквей, крупнейшим представителям делового мира, а также организациям и движениям за их большой вклад в дело укрепления духовного и культурного единства православных народов. Что, конечно же, делает более прочными экономические и политические связи православных государств. В течение года мы получаем заявки от церковных, религиозно-общественных организаций России и других стран. Предложения собираются, обсуждаются и направляются комиссией по премиям на рассмотрение правления и попечительского совета фонда. Победители по пяти номинациям утверждаются открытым голосованием. Но, перед тем как рассмотреть ту или иную кандидатуру, мы обязательно согласовываем ее со священноначалием Поместных церквей. И только с их согласия утверждаем номинантов и потом проводим в отношении каждого из них этакий "дипломатический зондаж", то есть наносим визиты, беседуем на тему участия в этом мероприятии.
- Премия присуждается всего второй год. Как много заявок получает фонд?
- В прошлом году поступило 22 заявки, в этом - 17. Мы рассматриваем все кандидатуры, но, так как должны выбрать только четырех человек и одну организацию, имена участников не оглашаются.
- Размер премии довольно солидный - до 50 тысяч долларов. Откуда фонд изыскивает такие средства?
- Обращаю внимание, что наша организация ни в коем случае не коммерческая и, хотя фонду поступает много предложений на предмет финансового сотрудничества от различных торговых компаний и фирм, мы существуем на сугубо благотворительные денежные вливания. То есть за счет пожертвований от доброхотов и меценатов, которыми в большинстве являются крупные транснациональные организации. Например, компания "Интерросс", руководитель которой, Владимир Потанин, является членом правления фонда практически с момента его основания.
- А кто, кроме крупных предпринимателей, входит в состав правления фонда и попечительского совета?
- Это крупные политические фигуры. Но несмотря на различные политические пристрастия, особых проблем в общении между ними не возникало. И вообще политика в делах фонда не присутствует (насколько это возможно). Прежде всего деятельность в фонде имеет гуманитарное измерение, так как прежде всего делается огромное дело по укреплению межправославных связей духовно близких народов.