- В Азербайджане некоторые аналитики считают вас одним из фаворитов следующей президентской избирательной кампании. Тем не менее вы живете в США и не можете приехать на родину. В чем причина?
- Для того чтобы понять причины моего пребывания в США, необходимо осознать природу нынешнего режима в Азербайджане. Я думаю, что факты постоянного нарушения прав человека в Азербайджане достаточно известны мировой общественности. Это и постоянно фальсифицируемые выборы, аресты неугодных лиц, отсутствие независимого телевидения, постоянное давление на прессу, избиение журналистов, разгон оппозиционных митингов. Но это не рецидив советского прошлого. За все годы существования СССР диктатура, несмотря на все ужасы, приносимые ею, имела определенную общественную цель. В сталинские времена - это создание "государства рабочих и крестьян", в хрущевские годы - "построение коммунизма", в брежневские - желание сохранить стабильность, при Горбачеве - неспособность власти управлять в новых условиях. Диктатура, сложившаяся в Азербайджане с приходом Гейдара Алиева, полностью отвергает какую-либо общественную цель. Коррупция стала основой государственной политики, ей подчинены все остальные процессы.
Если вначале я, как и огромное большинство азербайджанского народа, верил, что Гейдар Алиев с его громадным опытом сможет вывести Азербайджан в разряд свободных, экономически развитых государств, то достаточно скоро я убедился в обратном. Мои постоянные выступления против режима не могли не привести к моей отставке с поста спикера парламента. С 1996 года, находясь в США, я написал несколько книг, анализирующих социально-экономическое положение в стране и раскрывающих трагические для народа последствия проводимой Алиевым политики. Естественно, делается все возможное, чтобы не допустить в страну человека, представляющего угрозу режиму. Но я ни на один день не прекращаю борьбу за свое возвращение в Азербайджан и верю, что в ближайшем будущем этот вопрос будет решен.
- Каковы были взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти в Азербайджане в вашу бытность спикером? Что происходит сейчас?
- Я постоянно вел борьбу за независимость парламента, причем небезуспешно. Несмотря на малочисленность оппозиции, я делал все, чтобы ее мнение было учтено при выработке того или иного законопроекта. После моей отставки парламент практически превратился в один из отделов президентского аппарата, причем в не самый важный отдел. Если в 1995 году 20% депутатов были избраны демократическим путем, то на выборах 2000 года все 124 депутата были определены лично Алиевым, даже те, кого называют оппозицией. Президентские выборы 1998 года и парламентские выборы 2000 года были полностью сфальсифицированы.
- Есть ли в республике оппозиционные партии, которые могут быть названы конструктивной оппозицией? Готов ли нынешний президент Алиев работать со своими критиками?
- Наличие сильной оппозиции является одним из главных условий нормального общества. На мой взгляд, любая оппозиционная партия, действующая в рамках Конституции, является конструктивной оппозицией. Что касается Алиева, то он не сможет найти общий язык с оппозицией. В понятии людей его типа хороший оппонент - это молчащий оппонент.
- Алиев, как некогда Ельцин, уже выбрал себе преемника?
- Проводить аналогию между поступком Бориса Ельцина в декабре 1999 года и попыткой привести к власти Ильхама Алиева, сына нынешнего главы азербайджанского государства, просто неуместно. Во-первых, к концу 1999 года Владимир Путин обладал самым высоким рейтингом среди российских политиков, а рейтинг Ильхама Алиева близок к нулю. Во-вторых, Путин к тому времени успел продемонстрировать навыки управления государством, в то время как Ильхам Алиев продемонстрировал только навыки проигрыша денег в казино. И, наконец, что самое главное, президентские выборы в России были свободными и справедливыми, в то время как в Азербайджане шансов на цивилизованное их проведение при Алиеве нет.
Несмотря на заявления критиков, Владимир Путин способствует переходу России на путь демократического развития. Последние его заявления о невозможности пересмотра закона об избрании президента и о создании благоприятных условий для формирования среднего класса полностью уничтожили миф о том, что российский президент якобы желает создать авторитарный режим.
- Как вы можете охарактеризовать политику Гейдара Алиева по отношению к России?
-КВместо построения глубинных и прочных отношений с Российской Федерацией Алиев занят укреплением своих личных связей. В частности, я не сомневаюсь, что славословия, произносившиеся им в
70-х и 80-х годах в адрес Брежнева, сейчас будут произноситься в отношении Путина.
- Каковы основные постулаты вашей партийной программы?
- Это создание баланса между исполнительной и законодательной властями и независимого суда. В экономической сфере необходима широкомасштабная приватизация, передача собственности в руки народа. В течение двух-трех лет мы хотим уменьшить долю государственного имущества в народном хозяйстве до 25-30% (сейчас она составляет 80%), и на этом останавливаться не собираемся.
- Как вам представляется решение карабахского конфликта?
- Мы считаем, что он должен решаться на основе территориальной целостности Азербайджана с обеспечением прав всех граждан, проживающих в регионе. В то же время первоначальным условием для конфликта мы считаем проведение свободных и справедливых выборов как в Азербайджане, так и в Армении. Ведь принятие компромисса возможно только со стороны тех лидеров, которые имеют на это мандат от народа. Ни Алиев, ни Кочарян не в состоянии пойти на какой бы то ни было компромисс, поскольку это может привести к потере столь любимого ими кресла, которое для них гораздо важнее, чем интересы народа. Не думаю, что у них хватит смелости, как у Анвара Садата, поставить свою жизнь под угрозу и подписать мир, как это было, например, в Кэмп-Дэвиде. Садат после подписания договора сказал Бегину: "Теперь вы можете прийти на мои поминки".
Несомненно, Армения должна вывести войска с оккупированных азербайджанских территорий без предварительных условий. На следующей стадии надо начать рассматривать статус Нагорного Карабаха в составе демократического Азербайджана.
Россия может сыграть исключительную роль в решении этого конфликта. Это обусловлено и тем огромным влиянием, которым обладает Россия в регионе, и тем, что она сама является жертвой агрессивного сепаратизма.
- Каким вы видите место Азербайджана в содружестве стран бывшего СССР?
- Республики бывшего СССР - это страны с различными политическими и экономическими режимами, а для создания нормально функционирующего союза требуется однородное политико-экономическое пространство. Ведь если в демократических странах экономическая интеграция означает, что правительство создает своим гражданам и предприятиям условия, позволяющие открывать новые рынки, то диктаторские режимы не могут не вмешиваться в деятельность своих граждан, тем самым ставя четкие границы возможной интеграции. Сегодняшний союз заключается в декларировании дружеских и даже "братских" отношений, что, может, и удовлетворяет Россию в моральном отношении, и вселяет в диктаторов уверенность, что угрозы их режиму со стороны Российской Федерации нет, но не более того...
Я вижу будущее СНГ как союз государств с глубочайшей политической и экономической интеграцией, и Азербайджан должен занять в нем достойное место. Но я более чем уверен, что, пока во всех бывших союзных республиках не установятся рынок и демократия, этот союз ничего народам не даст.