Внешнеполитическое ведомство Киргизии направило ноту протеста МИДу Узбекистана с требованием разъяснений по поводу трагического инцидента на киргизско-узбекской границе, в Баткенском регионе, в результате которого погиб киргизский гражданин.
По словам пресс-секретаря МИДа Лиры Сабыровой, трагедия произошла 11 января. Узбекские пограничники застрелили одного гражданина Киргизии, а другого ранили. Погиб житель села Кыргыз-Кыштак, 45-летний Чоюн Кимсанов, а 44-летний Калмурза Эргешев находится сейчас в больнице. По словам Сабыровой, инцидент произошел на киргизской территории. Узбекские пограничники потребовали документы у проходившего неподалеку Эргешева. Когда тот ответил, что государственную границу не пересекал, они стали требовать деньги, перетащили его на узбекскую территорию и принялись избивать. Поспешившего на помощь Эргешеву Чоюна Кимсанова застрелили, а Эргешева ранили. Двумя днями позже на место выехала представительная правительственная спецкомиссия во главе с вице-премьер-министром Базарбаем Мамбетовым.
Лира Сабырова отметила, что подобные кровавые инциденты в приграничных с Узбекистаном районах происходят с удручающей периодичностью. Узбекская сторона не предоставляет карты минных полей, а на официальные запросы о минировании границ отвечает, что "мины установлены против возможного прорыва бандформирований и угрозы нарушения территориальной целостности Республики Узбекистан".
Напомним, что осенью 1999 г. боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) начали военные действия в Баткенской области. Не будучи уверенным в способности киргизской армии остановить террористов, Ташкент отдал приказ о минировании сопредельных с Киргизией и Таджикистаном территорий, которые могут стать "мостом" для проникновения боевиков в Узбекистан. Однако при этом узбеки заминировали не только внешний периметр своей границы. Минные поля появились на подступах к анклавам Сох и Шахимардан, которые находятся внутри киргизской территории и представляют собой предмет территориального спора двух государств. Интересная деталь: большинство населения анклава Сох, по словам депутата парламента Турсунбая Бакир уулу, составляют этнические таджики. "Но Таджикистан не претендует на эти территории, - отмечает он, - поскольку находится далеко".
Эксперты комитета по делам безопасности парламента Киргизии утверждают, что ширина заминированной полосы на рубежах анклавов Сох и Шахимардан составляет 250 м. Плотность установки мин очень велика - от 2000 до 3000 на километр. Мины советского производства ОЗМ-72 представляют собой осколочные противопехотные взрывные устройства с радиусом поражения 25 м.
Завотделом международных и региональных проблем аппарата премьер-министра Киргизии Саламат Аламанов полагает, что в настоящее время говорить о конкретных путях решения проблемы анклавов преждевременно, поскольку не решен вопрос делимитации границы. Между тем эксперты исходят из того, что в международной практике существует только один способ решения вопроса: равноценный обмен в целях более удобного прохождения границ. Однако попытка киргизского правительства произвести обмен территориями, предполагающий соединение анклава Сох с Риштанским районом Узбекистана, вызвала негативную общественную реакцию.
Критике за бездействие подвергается прежде всего МИД Киргизии. Правда, замминистра иностранных дел Асанбек Осмоналиев утверждает: "Мы вручили семь нот протеста, требуя разминирования и предоставления карт минных полей. Реакция узбекской стороны неизменна: Ташкент выражает "сожаление и понимание".
"До сих пор граница формально остается не государственной, а административно-территориальной, поскольку не проведена ее делимитация и демаркация, - говорит заведующий отделом международных и региональных проблем аппарата премьер-министра Киргизии Саламат Аламанов. - А если не определена и взаимно не признана принадлежность спорных территорий, Узбекистан не имеет права минировать эти земли". По его мнению, "главная сложность при ведении переговоров с Узбекистаном в том, что мы исходим из разных временных периодов административно-территориального деления СССР. Узбекская сторона ориентируется на ситуацию 1927 года, когда спорные участки земли входили в Узбекистан. Мы же основываемся на данных 1955 года".