Новый год для России и ее партнеров по СНГ начался беспрецедентно: Россия снова получила весьма сомнительную роль "старшего брата", а точнее - старшего дворника на суверенном дворе. На днях президент Молдавии Владимир Воронин, в очередной раз посетив Москву, в своем интервью НТВ высказал пожелание, чтобы президент России Владимир Путин должным образом "поговорил" с лидером Приднестровья Игорем Смирновым - причем так, чтобы президент непризнанной ПМР "добровольно" ушел в отставку.
Серьезное политическое поражение президента РМ Владимира Воронина, выразившееся в том, что Игорь Смирнов вновь победил на выборах, не осталось не замеченным ни в России, ни в самой Молдавии. Поэтому и заявление президента РМ, прозвучавшее на канале российского телевидения, похоже на политический реванш, причем реванш, мягко говоря, странный: президент суверенной страны обращается к президенту России Владимиру Путину с просьбой навести порядок... на своей же территории, поскольку сам он не в силах справиться с "криминальным регионом". Как известно, все лидеры РМ считали и считают Приднестровье "неотъемлемой частью Молдовы" - и в этом убеждении их постоянно поддерживает исполнительная российская власть.
Но одно дело - поддерживать тезис о "территориальной целостности", а совсем другое - "наводить порядок" на территории суверенной страны. Любопытно, что, отвечая на вопрос, не оскорбит ли суверенную республику такое вмешательство России во внутренние дела Молдавии, лидер страны ответил: нет, не оскорбит, поскольку его "больше оскорбляет" само наличие Игоря Смирнова во главе региона.
Беспрецедентность подобного заявления опасна по многим позициям. Имеет место чисто иждивенческий менталитет (советско-коммунистический): любые проблемы должен решать по-прежнему "старший брат" - Москва, Кремль. При этом Москве, за последние 10 лет (и особенно в последние два-три года) утратившей свои позиции почти во всех странах СНГ, отводится роль отнюдь не имперского жандарма, а просто подсобного рабочего, ибо реальных властных рычагов у нее нет. В таком случае можно продолжить сюжет и следующим образом: экономические проблемы Молдавии можно "поручить" российскому премьеру Михаилу Касьянову, криминальные - российскому же министру Борису Грызлову и т.д. Этот фантастический сюжет вполне был бы реальностью, если бы два берега Днестра в едином порыве стали бы вдруг "неотъемлемой частью" России в качестве одной губернии. Но поскольку мы имеем дело с суверенной республикой, то России совершенно ни к чему обучаться новой (старой) роли. И, наконец, самое опасное в концепции Воронина - это возможность прецедента: согласись Россия на силовое вмешательство в "кадровый вопрос" Приднестровья, она не только вызовет резко отрицательную реакцию среди своих же граждан в ближнем зарубежье, но и может подвигнуть другие страны СНГ, конфликтующие с "непризнанными" регионами, на подобные же жалобы (а точнее - требования). В случае прецедента Азербайджан неизбежно потребует "зачистки кадров" в Карабахе, а потом и самого Карабаха, грузинские братья будут жаловаться на абхазских или аджарских, а Россия будет уже не главным миротворцем на постсоветском пространстве, а исполнителем "просьб трудящихся".
Российский МИД до вчерашнего дня хранил молчание, никак не реагируя на беспрецедентное заявление Владимира Воронина. Этого следовало ожидать. Молчание - тоже позиция, хотя и не лучшая, когда речь идет о заявлении, способном разрушить баланс межгосударственных отношений в рамках СНГ...
В ответ на вопрос обозревателя "НГ", как в ближайшее время может развиваться ситуация в рамках переговорного процесса между Тирасполем и Кишиневом, посол по особым поручениям МИД РФ Александр Новожилов сказал: "У России есть свои рычаги влияния, помимо силовых, и мы их постоянно предлагаем обеим сторонам давнего конфликта. Мы, между прочим, призывали Кишинев к тому, что надо быть готовым к любым результатам выборов в Приднестровье и продолжать переговорный процесс независимо от персоналий. Кстати сказать, как раз Тирасполь очень быстро откликнулся на предложения сторон-посредников, прозвучавших прошлой осенью в Праге, а от Кишинева официального ответа мы так и не получили".
Председатель парламентской комиссии по проблемам Приднестровья Георгий Тихонов отнесся к выступлению Владимира Воронина, как и следовало ожидать, резко отрицательно: "Нравится кому-то Смирнов или нет, он избран народом Приднестровья, за него проголосовало большинство жителей и граждан России. К тому же Россия является страной - гарантом безопасности Приднестровья и уже поэтому не может ни в каких ситуациях применять силу. Если же Воронин хочет урегулировать проблемы с помощью России, ему пора выполнить свое предвыборное обещание - реально вступить в российско-белорусский союз, а в его рамках, я уверен, РФ уже полномочна будет решать и на этом уровне проблемы между Тирасполем и Кишиневом".
Председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин посчитал заявление Владимира Воронина "эмоциональным" и не увидел в его обращении к президенту РФ ничего предосудительного ("Роль России на постсоветском пространстве будет возрастать, и поэтому Россия может использовать свои рычаги влияния"), хотя в данном случае, по мнению председателя думского комитета, уместней было бы обращение к правоохранительным органам России и Украины.
Любопытно, что реакция некоторых политиков Молдавии, хорошо помнящих, к чему могут привести непродуманные заявления их лидеров, оказалась довольно темпераментной и далекой от российской сдержанности. В этом плане самым ярким, пожалуй, стоит признать высказывание первого министра национальной безопасности Республики Молдова в 1991-1992 гг., а ныне председателя Ассоциации депутатов "Парламент-90" Анатолия Плугару, который определил позицию президента РМ формулой: "Нереально и опасно". По мнению Плугару (который, напомним, был активным участником вооруженного конфликта между Кишиневом и Тирасполем и исполнителем приказов тогдашнего президента Мирчи Снегура), заявление президента Молдовы таит в себе "опасность нового вооруженного столкновения": "Понятно, что Россия контролирует данную территорию более, чем кто-либо, но это не значит, что она просто так пойдет навстречу молдавскому президенту. В лучшем случае здесь можно говорить о кооперировании усилий правоохранительных органов России, Украины и Молдовы". Примечательно, что сегодня Анатолий Плугару, знающий кровавую цену лихих лозунгов, считает, что "несиловые формы и методы конфликта еще не исчерпаны: парламент республики может и должен сначала определить восточным районам конкретный статус, права и обязанности в рамках молдавского государства и только после этого просить страны-гаранты оказать содействие в реализации данного статуса".
Что же касается первой реакции официальных лиц Приднестровья, то она более чем осторожна: по словам вице-президента ПМР Сергея Леонтьева, выступление Владимира Воронина никак нельзя назвать политически взвешенным, к тому же, по его словам, недавно довольно резким нападкам со стороны президента РМ подверглись депутаты Украины - второй страны-гаранта, что также не способствует стабильности в регионе.
Возможно, выступление Владимира Воронина на российском телевидении многие сочтут случайным и эмоциональным. Однако слово прозвучало: России предложена старая роль главного дворника на постсоветском дворе. И, не дай бог, ей эта роль понравится.