Последнее заседание Совбеза Грузии, где обсуждалась проблема мандата российских миротворцев в Абхазии, завершилось безрезультатно. Дело ограничилось тем, что министру иностранных дел Ираклию Менагаришвили поручили "продолжить консультации" с российской стороной по этой проблеме и подготовить "соответствующие предложения" к следующему заседанию Совбеза.
Тбилиси, таким образом, продолжает держать паузу. Правда, она несколько затянулась, и российские миротворцы, введенные в зону конфликта летом 1994 г. под эгидой Коллективных сил СНГ, уже две недели пребывают там незаконно. Оставаясь в 24-километровой зоне безопасности по обоим берегам Ингури, из правового поля они выпали. Документы об очередном продлении их мандата были подготовлены еще осенью прошлого года, но карты спутало обострение ситуации в Кодорском ущелье, когда грузинские партизаны и странным образом "просочившиеся" туда из Панкисского ущелья отряды чеченского полевого командира Руслана Гелаева затеяли авантюру с "освобождением Абхазии". Партизаны и гелаевцы были разбиты, но после этого Тбилиси в вопросе о миротворцах занял крайне неуступчивую позицию. Парламент принял постановление, запрещающее их дальнейшее пребывание в Грузии.
По существу, в Тбилиси не столько хотят прекращения миротворческой операции, сколько пытаются использовать проблему как рычаг давления на Москву с целью добиться отмены визового режима. Или реализовать давнюю задумку - заменить российских миротворцев на подразделения армий других стран, скажем, Украины, Турции, США, которые, по мнению Тбилиси, могли бы и решить проблему возвращения в Абхазию сотен тысяч беженцев, и принудить Сухуми к большей сговорчивости. Правда, пока найти охотников посылать своих солдат в Абхазию президенту Шеварднадзе не удалось.
В свою очередь, Россия, заявив о готовности вывести войска из Абхазии, дала одновременно понять, что не слишком в этом заинтересована. На фоне ликвидации военных баз в Вазиани и Гудауте, затянувшихся переговоров по базам в Ахалкалаки и Батуми, откровенной прозападной ориентации Тбилиси вывод миротворцев серьезно ослабит позиции Москвы в регионе. К тому же все понимают, что уход российской армии чреват новой войной. Добиться интернационализации миротворческой операции и вернуть в Абхазию беженцев тоже пока нереально, о чем, кстати, прямо заявил Менагаришвили. Более перспективным он назвал расширение мандата миротворцев, которые, по его словам, не должны ограничиваться только тем, чтобы обозначать границу противостояния.
Между тем, по словам председателя парламента Нино Бурджанадзе, законодатели не поддержат решение президента о продлении мандата в его нынешнем формате. К тому же парламент не согласен и с местом дислокации миротворцев - их надо отодвинуть на запад.
Позицию президента озвучил его советник по вопросам международного права Леван Алексидзе. Есть опасение, что "зависшая" ситуация может привести к уходу миротворцев, которые оставят абхазам часть своего вооружения. Это сделает Сухуми совсем уж неуступчивым. Или: россияне уходят, затем следует провокация, перерастающая в новую войну. И третья версия: миротворцы уходят, но Россия наглухо закрывает для Грузии свою границу, и об отмене визового режима надо будет забыть.
О возможности возобновления войны говорят и в Сухуми. Как заявил на днях первый замминистра обороны Абхазии Гиви Агрба, вывод миротворцев - это "на 95% новая война", ибо позиции россиян на линии разделения займут абхазы.
Возможно, уже на днях Шеварднадзе объявит о своем решении. Возникшая пауза не может быть бесконечной.
Тбилиси