Около 250 миллионов долларов в год придется платить России Таджикистану за квартирующую в Душанбе 201-ю мотострелковую дивизию. Эти цифры неожиданно появились в ряде СМИ со ссылкой на "пожелавшие остаться неизвестными" источники как в Министерстве обороны, так и в самом Таджикистане.
"Ни президент, ни другое официальное лицо Республики Таджикистан с такими заявлениями не выступали", - так прокомментировал информацию представитель таджикского посольства Михаил Лебедев. По словам Лебедева, все вопросы, связанные с пребыванием российских войск в Таджикистане, решаются в рабочем порядке в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ) и других существующих в СНГ механизмов.
В свою очередь, генеральный секретарь ДКБ Валерий Николаенко в беседе с корреспондентом "НГ" также заявил, что ему ничего не известно о намерениях Душанбе потребовать от Москвы каких-либо дополнительных выплат за нахождение в Таджикистане формирований ВС РФ. В то же время Николаенко сообщил, что в настоящее время идут консультации, которые должны "уточнить правовой статус российских военнослужащих на территории Таджикистана в плане социальных, в частности жилищных, условий".
Как стало известно "НГ" из источников в Минобороны РФ, Таджикистан просит Россию переместить военный городок одной из частей 201-й дивизии из центра Душанбе в пригород. Эта проблема, в частности, обсуждалась в ходе визита в столицу Таджикистана министра обороны РФ Сергея Иванова в декабре 2001 г. Пока неизвестно, как реагировала на просьбу Душанбе российская сторона, однако есть основания полагать, что не все проблемы, связанные с пребыванием российского воинского контингента в Таджикистане, решены.
Об этом свидетельствует тот факт, что до сих пор не вступил в силу Договор о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан, подписанный в Москве 16 апреля 1999 г. Этот документ утвержден Госдумой 21 февраля 2001 г., и одобрен Советом Федерации 14 марта 2001 г. Еще раньше договор ратифицировал парламент Таджикистана, однако обмен ратификационными грамотами затягивается. Официальные лица уклоняются от ответов, почему это происходит.
Еще при обсуждении договора в Госдуме военные эксперты обратили внимание, что в тексте документа есть ссылки на соглашения, которые должны быть заключены в будущем. Они, в частности, должны определить состав имущества, которое безвозмездно передается российской стороне, порядок пользования жилищным фондом, организацию материально-технического, медицинского и других видов обеспечения. Не исключено, что при обсуждении этих соглашения Душанбе хотел бы добиться финансовых уступок с российской стороны. Тем более что повод самый что ни на есть весомый: в Таджикистане уже высаживаются американцы, которые после решения в регионе всех своих проблем оттуда так просто не уйдут. Практически Таджикистан шантажирует Россию альтернативой американского присутствия.
Однако пространство для маневра на переговорах ограниченно. Сам договор не предусматривает каких-либо выплат Таджикистану за нахождение на его территории российской военной базы. Отметим, что в нее входят не только 201-я дивизия, но и несколько отдельных частей, а также весьма важный для России узел системы контроля космического пространства. Договор также требует, чтобы услуги и снабжение российских войск осуществлялись на тех же условиях, что и ВС Таджикистана.
Отказ от документа или пересмотр его условий в настоящее время представляется маловероятным. Для Душанбе это повлечет ряд проблем как финансового, так и политического плана. В частности, Таджикистан может лишиться льгот по поставкам вооружений, который в рамках ДКБ осуществляются по льготным ценам. Кроме того, эксперты Минобороны РФ подчеркивают, что 201-я дивизия играла и продолжает играть в Таджикистане стабилизирующую внутриполитическую роль. Конечно, политическая обстановка в Центральной Азии после 11 сентября изменилась, но пока не видно никакой другой реальной силы, которая могла бы взять эту роль на себя.