В течение нескольких лет мертвым грузом пролежал в российском парламенте законопроект "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который сегодня оказался остро востребованным. Госдума рассмотрит этот законопроект во втором чтении уже в начале нового года. Новый федеральный закон устанавливает наконец правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, обязанности и ответственность должностных лиц всех уровней российской власти, а также граждан РФ и иностранных юридических лиц, приглашающих иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию. Уже само появление этого законопроекта следует признать революционным - на фоне всеобщего беспредела в российских городах и регионах (начиная с Москвы), где иностранные граждане из стран СНГ и "третьих стран" живут у нас десятилетиями, обрастая криминальными кланами, без всякого приглашения и разрешени. Надо надеяться, что новый закон при реальной ответственности за его неисполнение все же будет содействовать установлению хотя бы относительного порядка.
Иностранные граждане будут пользоваться правами и свободами на основе Конституции РФ, международных договоров и федеральных законов РФ. При этом в законопроекте подчеркивается, что осуществление иностранными гражданами прав и свобод "не должно наносить ущерб основам конституционного строя, обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации, нравственности, здоровью населения, а также правам, свободам и законным интересам граждан Российской Федерации и российских юридических лиц". Пока же в реальности все происходит с точностью до наоборот, идет ли речь о рынках или стратегически важных отраслях промышленности.
Впрочем, благая цель российского закона ясна: в России, как и в любой другой стране, должны находиться "полезные" для нее и лояльные к ней иностранцы, к которым она, в свою очередь, обещает относиться хорошо. По новому закону предполагается введение квоты для постоянного проживания иностранных граждан, которая будет меняться ежегодно. Иностранцы имеют право на постоянное проживание и без учета квоты, если они уже получили политическое убежище на территории РФ, пребывают в статусе беженца на территории России не менее пяти лет, состоят в браке с гражданкой (гражданином) РФ. Однако в этом перечне (ст. 5, п. 4) первым стоит следующее условие, с которым нельзя полностью согласиться: иностранец имеет право на постоянное проживание и без квоты, если он "родился в РСФСР или Российской Федерации и состоял в прошлом в гражданстве СССР" (п. 4-а).
Если факт рождения в РСФСР или РФ иностранного гражданина, безусловно, важен для разрешения постоянного жительства в России, то дальнейшее указание ("состоял в прошлом в гражданстве СССР") способно снова превратить Россию в проходной двор - кто только не состоял в гражданстве СССР! В том числе и армия нелегалов из стран СНГ, которая способна окончательно обрушить и без того не блестящую демографическую ситуацию совсем не в пользу коренных народов России и ее титульной нации.
Некоторые пассажи в законопроекте способны свести на нет любые тезисы о защите интересов граждан РФ и внутренней стабильности и безопасности самого государства. Так, в ст. 10 ("Отношение иностранных граждан к избирательному праву") два пункта явно противоречат друг другу, что нельзя считать случайностью. В п. 1, например, говорится: "Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме┘". В п. 2 той же статьи со всей непринужденностью это положение сводится на нет, ибо в нем сказано, что иностранные граждане, "постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации...".
При грамотной постановке дела (подкуп местных властей и своевременное спаивание местных жителей во время муниципальных выборов для полного торжества демократии) "приватизация" иностранцами из стран Содружества целых городов и регионов России при этаком законе становится просто делом техники. К тому же п. 2 ст.10 противоречит и другим статьям законопроекта - прежде всего ст.12, в соответствии с которой иностранный гражданин не имеет права поступать на государственную и муниципальную службу.
Что еще отрадно - планируется наконец вести централизованный учет иностранных граждан, пребывающих на территории России, для чего будет создан центральный банк данных. Иными словами, новый российский закон даст возможность "сосчитать" иностранцев в России, четко перечислив их права и обязанности.