Нынешние взаимоотношения между Москвой и Тбилиси, к сожалению, нельзя назвать добрососедскими и даже нормальными. Едва ли не правилом стали взаимные обиды и обвинения, игнорирование мнения партнера. При этом и Россия, и Грузия устами своих ведущих политиков декларируют готовность к налаживанию диалога и восстановлению утраченных взаимосвязей. Разумеется, одновременно большие надежды возлагаются на заключение так называемого Большого договора об основах отношений между двумя государствами. По словам Владимира Путина, совместная работа над подготовкой указанного документа должна способствовать тому, что накопившиеся проблемы будут постепенно сниматься.
Можно понять тот факт, что содержание ведущихся дипломатами переговоров неизвестно широкой публике. Однако совершенно ясно и другое: в будущем договоре непременно должны найти свое разрешение многочисленные проблемы, возникшие после введения между Россией и Грузией визового режима.
Не раз уже говорилось, что введение визового режима не является панацеей от многочисленных и достаточно болезненных вопросов, омрачающих ныне двусторонние взаимосвязи. Одновременно давно уже не секрет, что новый порядок пересечения границы доставляет массу хлопот людям, далеким от политики, создает в их и без того нелегкой жизни новые проблемы. Думается поэтому, что именно этот вопрос должен находиться в центре внимания дипломатов при подготовке документа. Да и в целом данный принцип должен доминировать: ведь смысл любого политического документа, по идее, состоит в том, чтобы усовершенствовать те или иные стороны жизни граждан. Тем более неуместными кажутся в этой связи попытки окончательно политизировать данный вопрос, предоставив право облегченного порядка пересечения границы лишь жителям отдельных регионов - Абхазии и Южной Осетии. Это на деле способно лишь еще более обострить ситуацию, сыграть на руку силам, не желающим сближения наших государств.
В целом представляется, что будущий договор должен в первую очередь регулировать вопросы, связанные с миграцией, поскольку нерешенность данной проблемы значительно осложняет развитие торгово-экономического сотрудничества в целом. Безусловно, должны быть скрупулезно проработаны механизмы, способствующие развитию партнерства предпринимателей и производителей, сотрудничества правоохранительных органов, защиты и поощрения взаимных инвестиций.
Восстановление нормальных взаимоотношений, безусловно, равно выгодно обеим сторонам. Грузия может решить свои многочисленные внутренние и внешнеполитические проблемы с помощью великого северного соседа. Однако и Россия может сохранить свое традиционное влияние на Южном Кавказе лишь при условии партнерства с Тбилиси. Именно поэтому подготовка Большого договора выходит за рамки чисто дипломатической деятельности, приобретая характер общенародного дела. И, вероятно, при всей непривычности подобного предложения было бы правильно и уместно, чтобы в своей работе профессионалы с обеих сторон учитывали мнение общественности. Это не только облегчит нахождение взаимоприемлемых компромиссов, но обогатит политические аспекты договора насущной жизненной конкретикой. n
Леван Тамазиевич Джакели - магистр международного права, аспирант Российского университета дружбы народов.
Леван Теймуразович Чихладзе - аспирант Российского университета дружбы народов.