Военное ведомство США активно использует сложившуюся в связи с антитеррористической операцией в Афганистане международную конъюнктуру для расширения своего прямого и косвенного (через структуры НАТО) присутствия на постсоветском пространстве. После того как Вашингтон сумел закрепиться в Узбекистане, получив тем самым ключ к Центральной Азии, глава Пентагона Дональд Рамсфелд совершил блиц-визит по странам Южного Кавказа. Официально это выглядит едва ли не как визит вежливости: страны региона без каких-либо колебаний предоставили свое воздушное пространство для действий американской военной и транспортной авиации, дислоцированной в Турции, и общепринятый ритуал требует в подобных случаях публичных выражений благодарности.
Но Рамсфелд встретился с президентами Армении, Азербайджана и Грузии отнюдь не только ради соблюдения дипломатических формальностей. Ключевым элементом визита можно считать тот факт, что устами министра обороны США заявлено о снятии ограничений в сфере военной помощи странам региона. Напомним, что доселе Армения, Азербайджан и Грузия будучи участниками натовской программы "Партнерство во имя мира" военную помощь от Вашингтона не получали, поскольку, как считалось, это могло бы спровоцировать очередной виток многочисленных региональных конфликтов. Сегодня, насколько можно понять, этот аргумент утратил актуальность.
Несколько ранее Вашингтон уже отменил 907-ю поправку к "Акту о защите свободы", запрещающую оказание Америкой государственной помощи Азербайджану из-за блокады последним границ Армении. Кроме того, будучи в Баку, Дональд Рамсфелд предложил азербайджанской стороне развивать двустороннее военное сотрудничество. С этой целью была достигнута договоренность о создании совместной комиссии. Речь, в частности, идет о модернизации азербайджанских ВВС и обучении азербайджанских офицеров в Военной академии США. Кроме того, американские военные станут помогать азербайджанским пограничникам. Есть также все основания считать, что Пентагон более чем благосклонно отнесется к дальнейшему развитию существующих военных контактов между Баку и Анкарой.
Крайне любопытно, что вопрос о военном сотрудничестве с Турцией был поднят руководителем американского военного ведомства и в ходе его пребывания в Ереване. По-видимому, американская сторона склонна пренебречь тем обстоятельством, что двусторонние отношения между Арменией и Турцией продолжают оставаться напряженными. Тем не менее Рамсфелд полагает, что "будучи партнерами по программе "Партнерство во имя мира" Армения и Турция должны работать вместе". Обеспокоенность Еревана, связанную с отменой 907-й поправки, Вашингтон попытался снять, предложив армянской стороне несколько конкретных программ по обучению офицеров армянского миротворческого батальона, модернизации средств связи и организации Центра по разминированию. Сегодня обсуждение этих вопросов будет продолжено в ходе встречи Дональда Рамсфелда с его армянским коллегой Сержем Саркисяном в рамках заседания Совета евроатлантического партнерства в Брюсселе.
После посещения шефом Пентагона грузинской столицы Эдуард Шеварднадзе заявил, что между Тбилиси и Вашингтоном наблюдается "абсолютное взаимопонимание в области борьбы с терроризмом". Рамсфелд, в свою очередь, сообщил на пресс-конференции, что "передал Эдуарду Шеварднадзе привет от президента США и заверения Джорджа Буша в том, что он глубоко ценит позицию Грузии, которая поддерживает антитеррористическую операцию международной коалиции". По словам Шеварднадзе, Тбилиси испытывает проблемы, связанные с наличием в стране террористов. Неясно, правда, имел при этом в виду грузинский руководитель боевиков, засевших в Панкиси, или намекал на абхазских сепаратистов.
Из Закавказья Рамсфелд сразу же направился в Узбекистан. Здесь, на авиабазе Ханабад он обсудил со своим узбекским коллегой генералом Кадыром Гулямовым ситуацию в Афганистане и перспективы сотрудничества. Обговаривались и вопросы безопасной доставки гуманитарных грузов в Афганистан. Рамсфелд также "ознакомился с бытом" полутора тысяч американских солдат, которые в настоящее время расквартированы в районе Ханабадского аэродрома.