0
951
Газета СНГ Интернет-версия

15.12.2001 00:00:00

Исламское подполье в Узбекистане ликвидировано

Тэги: узбекистан, ислам, движение


узбекистан, ислам, движение

"Мы внимательно изучили ситуацию в Ферганской долине Узбекистана и пришли к выводу, что вопреки прогнозам многих политологов большинство населения осталось равнодушно к антитеррористической операции в Афганистане. Люди озабочены в первую очередь тем, как прокормить свою семью", - заявил "НГ" аналитик Международной группы по предотвращению кризисов Азизулла Газиев.

Ферганская долина - особый регион Узбекистана. Плотность населения здесь одна из наиболее высоких в мире. Население гораздо более религиозно, чем в других районах Узбекистана. Даже в советское время здесь действовала целая сеть полуподпольных медресе и мечетей, неподконтрольных коммунистическому руководству. Именно в этом регионе зародилось Исламское движение Узбекистана, боевики которого воюют сейчас на стороне талибов в Афганистане. До недавнего времени в Ферганской долине активно действовала и международная радикальная исламская партия "Хизб-ут-Тахрир", поставившая своей целью объединение мусульман всего мира в единый халифат. По мнению многих аналитиков, именно ситуация в Ферганской долине определяет стабильность во всей Центральной Азии.

Похоже, что Исламу Каримову удалось подавить деятельность исламских радикалов в этом регионе. Если в Таджикистане и Киргизии после начала контртеррористической операции в Афганистане на улицах городов стали появляться листовки "Хизб-ут-Тахрир", призывающие мусульман прийти на помощь талибам, то узбекским правоохранительным органам удалось пресечь эти акции. "Приходится признать, что наш народ спит. Даже сотрудничество Ислама Каримова с Соединенными Штатами, истребляющими афганских мусульман, не пробудило узбеков. Большинство истинных мусульман уже давно находятся за решеткой. Оставшиеся же на свободе забыли о Боге и думают только о куске хлеба", - говорили корреспонденту "НГ" люди из узбекского отделения "Хизб-ут-Тахрир". Их обвинения в адрес властей, проводящих "планомерную антиисламскую политику", не лишены оснований. По крайней мере сегодня Ташкент пытается полностью контролировать деятельность религиозных организаций.

В статье 10 закона "О свободе совести и религиозных организациях" говорится, что "религиозные организации приобретают статус юридического лица и могут осуществлять свою деятельность после их регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан или его органах на местах в порядке, предусмотренном законодательством". То есть, если верующие собираются в незарегистрированных молитвенных домах, власти считают это нарушением закона и применяют карательные акции вплоть до возбуждения уголовного дела. Практически в каждом из городов Ферганской долины корреспонденту "НГ" показывали закрытые властями незарегистрированные мечети. Косвенно и сами власти признают, что именно они определяют количество действующих культовых учреждений.

Тотальный контроль официального мусульманского духовенства со стороны светских властей позволил Ташкенту развернуть после начала антитеррористической операции в Афганистане мощную пропагандистскую кампанию. Во всех мечетях имамы выступили с проповедью, осуждающей терроризм. Главный имам Ташкента Анвар-хаджи Турсунов, приветствуя начало антитеррористической кампании Вашингтона в Афганистане, заявил, что эта акция способствует стабильности в Узбекистане. Однако полностью сбрасывать со счетов возможность дестабилизации обстановки в республике все же преждевременно. "Опасность стихийных бунтов по-прежнему реальна. Основным катализатором потенциальной нестабильности в Узбекистане является крайне низкий уровень жизни подавляющей части населения республики", - считает Азизулла Газиев.

Тот факт, что рост влияния исламских фундаменталистов объясняется социальными проблемами, признает и первый заместитель председателя комитета по делам религий Республики Узбекистан Шоазим Миноваров: " На мой взгляд, Запад должен понять, что основная социальная база исламских фундаменталистов - это наиболее обездоленные слои населения. Соответственно, если развитые страны хотят стабильности в мире, то они должны оказывать экономическую помощь бедным мусульманским странам. В нашей стране исламские фундаменталисты появились в начале 90-х, то есть в то время, когда мы испытывали временные экономические трудности".

Справедливости ради стоит отметить, что в отличие от других центральноазиатских республик, где уровень жизни приблизительно такой же, как и в Узбекистане, Ташкент пытается возродить экономику страны. Однако пока что эти положительные перемены не привели к повышению жизненного уровня. Трудно спрогнозировать, как будут развиваться события дальше. Очевидно одно: даже если Каримову и удастся удержать власть, глупо надеяться на то, что Узбекистан превратится в демократическое государство.

Опыт исламских стран, где населению сверху навязывается светская модель развития, показывает, что это удается осуществить лишь путем жестких репрессий. Например, в образцовом с точки зрения западной модели развития Тунисе мужчинам под угрозой наказания запрещено носить бороды. В Алжире же и светский режим удалось поддержать лишь путем военного переворота. Наиболее показательный пример - Турция, государство, которое чаще всего называют как успешный пример превращения мусульманской страны в "европейскую". При Кемале Ататюрке было запрещено под угрозой наказания использовать арабский алфавит и носить традиционную для мусульман одежду, а в Уголовный кодекс были введены специальные статьи, предусматривающие длительные сроки заключения за использование религии в политических и личных целях. Одновременно турецкие власти стали формировать систему "официального", разрешенного ислама, влияние которого вне мечети строго ограничивалось. Так, если в 1924 г. в стране насчитывалось 2258 учащихся религиозных школ, то в 1932 г. их оставалось всего лишь 10 человек. То есть сегодня Ислам Каримов фактически под копирку повторяет действия турецких властей в 30-е годы.

Ташкент-Наманган-Андижан-Бишкек


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
951
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
983
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
435
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
621

Другие новости