- Виктор Иванович, похоже, что на Украине сложилась устойчивая тенденция - раз в четыре года играть в политику при обсуждении бюджета перед выборами.
- Совершенно очевидно, что процесс обсуждения бюджета на Украине приобрел резко политические черты. Кто бы что ни говорил о том, что бюджет плохой или хороший, но это бюджет, доходная часть которого на 24% больше, чем в прошлом году. Расходы на образование увеличиваются на 27%, повышаются расходы на здравоохранение. То есть этот бюджет, безусловно, лучше, чем прошлогодний, и составлен более профессионально. Тем не менее Верховная Рада провалила закон о государственном бюджете во втором чтении. Это свидетельствует о том, что бюджетный процесс в связи с выборами приобрел чисто политический характер.
Сегодня многие депутаты считают, что отказ ряда фракций поддерживать правительство в вопросах бюджета, в частности, связан с тем, что премьер-министр решил идти на выборы в составе блока "За единую Украину" под вторым номером. Этот шаг сразу же с точки зрения других политических сил, не участвующих в данном блоке, превращает премьера в политического соперника, а следовательно, и в политического врага. У многих возникли подозрения, что правительство что-то хочет припрятать для финансирования своего блока.
Можно уверенно говорить, что если 13 декабря, когда намечается третье голосование по закону о бюджете, оно не будет результативным, то в повестку дня, очевидно, может встать вопрос о судьбе правительства. Сегодня в отставке правительства Украины в первую очередь заинтересованы те, кто поддерживал предыдущее правительство. Я считаю, что правительство Кинаха работает эффективно: после отставки Ющенко темпы экономического роста увеличились, а темпы инфляции резко снизились.
Правительство Кинаха сумело добиться серьезных сдвигов в отношениях с Россией, что крайне не нравится сторонникам Ющенко. Кинах начал перекрывать основные источники теневых доходов. При этом удар наносится не только по украинским олигархам, но, я думаю, и по российским. Потому что российский газовый бизнес всегда имел свою долю в кражах того же российского газа, которые производились Украиной, или в получении этого бесплатного газа. Если бы российский бизнес этой доли не имел, то многолетние украинские схемы перераспределения были бы невозможны. Конечно, это не может нравиться сегодня сторонникам Ющенко, и, конечно, не случайно такие партии, как "Реформы и порядок" из блока Ющенко, частично "Рух" и некоторые другие, не голосуют за бюджет, и тем самым ставится вообще в повестку дня вопрос о судьбе правительства.
Все понимают, что парламентские выборы сегодня - это начало президентских выборов. Поэтому идет борьба за устранение политических конкурентов, поэтому тому же Кинаху не дают вырасти в значительную фигуру. И в этом истинные мотивы политизации бюджетного процесса.
- Вы сказали о явном улучшении ситуации в российско-украинских отношениях, и нельзя не сказать о том, что на Украине заметно активизировался российский капитал. Подтверждением тому и предстоящий украинско-российский бизнес-форум, который намечен на 13-14 декабря, в котором планируют принять участие президенты двух стран...
- Сегодня можно совершенно определенно говорить, что основной инвестор Украины - это Россия. Как пример, приватизация целой отрасли - нефтепереработки: Лисичанский, Одесский, Кременчугский заводы. И поставки нефти, и увеличение объемов переработки, и снижение цен на бензин - все это дает явный положительный эффект. Российский капитал приходит ведь не сам по себе. Российский посол Виктор Черномырдин, конечно, не случайно появился на Украине. Может, это совпадение, но очень скоро после его приезда в Киев на Украине регистрируется и начинает работать, по сути, банк российского "Газпрома" - Национальный резервный банк, который всегда работал с украинскими газовыми долгами... Идут очень крупные российские корпорации - "ЛУКОЙЛ", ТНК и другие. За ними идут крупнейшие российские банки. Конечно, это создает для Украины новую положительную ситуацию.
Мы здесь на Украине хотели стратегического инвестора. Причем каждый понимал это по-своему. И вот стратегическим инвестором оказался именно российский инвестор. А ведь надо вспомнить, что еще два года назад главным инвестором на Украине был "Макдоналдс". Сейчас это уже смешно.
- Новый этап российско-украинских отношений пришелся на очень непростое для Украины время. Мы помним, что в феврале этого года президент Путин приехал в Днепропетровск после Давоса и состоялся знаменитый саммит. Который, кстати, показал, что Россия не бросила Украину. На что Украина в лице своего президента соответственно и отреагировала. И получается, что если бы на Украине не было "кассетного" скандала, то Украина продолжала бы свою многовекторную политику?
- Многовекторная политика была ошибочной, это была попытка играть на противоречиях между разными силами. По сути, она означала, что у Украины нет достаточного веса для проведения собственной политики.
В последнее время Украина показала, что чувствует за собой определенную силу. Что у нее есть собственные интересы и она способна сказать: у нас интерес такой-то и мы не можем кланяться на запад, на восток... Мы не можем крутиться, угождать кому-то, называя это многовекторной политикой.
Я считаю, что президент начал эти перемены с увольнения министра иностранных дел Тарасюка, который действительно не придерживался четких принципов внешней политики. Чего стоило в свое время хотя бы заявление Тарасюка в Верховной Раде с угрозами международных судов по отношению к России. Причем по поводу соглашения, которое было подписано самим украинским правительством.
Почитайте интервью другого бывшего министра иностранных дел - Геннадия Удовенко. Человек с такими взглядами не мог быть министром иностранных дел Украины. Но он же был им. И эти политики проявляют себя и сейчас, излагают то, что они думают. А значит, то, что они думали и раньше. И нам сегодня становится понятно, кто несет ответственность за те колоссальные потери, которые понесли и Украина, и Россия вследствие совершенно неоправданного усложнения своих отношений.
- Одним из постоянных камней преткновения в российско-украинских отношениях является вопрос русского языка на Украине. Сегодня в парламенте на рассмотрении находится несколько проектов нового закона о языках. Какова их дальнейшая судьба?
- Я являюсь соавтором одного из этих законопроектов, который предусматривает сохранение за украинским языком статуса государственного при использовании русского языка в качестве официального. Особенно в тех регионах, где доминирует русскоязычное население. Ну и, конечно же, должны быть учтены языковые права других национальных меньшинств в соответствии с Европейской хартией о языках. Я считаю, что Верховная Рада должна принять положительное решение именно сейчас, когда нужно определить позицию каждого политика, каждого депутата в начале избирательной кампании. Я думаю, что ход этой кампании очень сильно будет зависеть от того, какую именно позицию в отношении русского языка займут каждый конкретный депутат и конкретные политические силы.
Харьков