В Молдавии стартует очередная административно-территориальная реформа. Кстати, предыдущий передел был произведен всего два года назад. Вместо прежних "советских" 40 районов сформировали 10 уездов. Для небольшой страны это казалось логичным шагом. Но в результате население в основной массе своей оказалось отдалено от региональных инфраструктур. Скажем, в здравоохранении прежнюю систему сломали, местные поликлиники и больницы ликвидировали, а до вновь образованных уездных медучреждений обедневшим крестьянам теперь уже добраться трудно. Возникла неразбериха во взаимоотношениях уездных и муниципальных органов власти.
Исправить создавшуюся ситуацию правящая Партия коммунистов (ПКРМ) пообещала еще в ходе предвыборной кампании. Подготовить необходимые законодательные изменения новый парламент поручил специальной комиссии во главе с Василием Иовом. Организационно оформились и противники грядущих преобразований: в октябре провел учредительный съезд "Альянс независимых", в который вошло порядка 30% примаров (руководителей местных структур власти) республики. Возглавил альянс кишиневский примар Серафим Урекяну. По его мнению, очевидно, что в нищем, пребывающем в хроническом экономическом кризисе государстве затевать очередную кардинальную ломку властных институтов по крайней мере неразумно. Разумеется, допущенные в ходе предыдущей реформы ошибки необходимо исправить, попутно совершенствуя и укрепляя вновь сформированные управленческие структуры. А вместо этого коммунисты задумали разрушить их, устроив новый властный передел.
Заполучив всю полноту власти на государственном уровне, ПКРМ захотела монополизировать ее и по вертикали, подчеркнул Серафим Урекяну. Для этого и затеяли данное реформирование, которое увенчается досрочными местными выборами. И чтобы на должности руководителей на местах не прошли "посторонние", предусмотрен новый порядок их избрания - не всенародным голосованием, но составом советников. Неправомерно, добавил Серафим Урекяну, и намерение ПКРМ лишить региональные структуры прежней самостоятельности. Предполагаемое возвращение к "новой-старой" централизованной системе управления не может быть одобрено европейскими структурами. Вопрос о предстоящих преобразованиях уже обсуждался на заседании палаты Совета Европы, и было решено взять его под контроль, и если затеянное реформирование будет найдено противоречащим изначально заявленным целям, его негативно воспримут в том числе и зарубежные финансовые структуры. Что особенно нежелательно в преддверии будущего года, на который приходится пик выплат по процентам за кредиты, уточнил Серафим Урекяну.
По словам же Василия Иова, необходимость нововведений как раз и обусловлена тем, что ни одна из поставленных прежде задач не была реализована. Образованные в позапрошлом году местные управленческие структуры так и не стали эффективными и дееспособными. Уездные советы, наделенные как законодательной, так и исполнительной функциями, не выполняют полноценно ни одну из них. Всенародно избранные, а оттого неподконтрольные примары действовали как бы сами по себе. При этом местная власть была почти неуправляема из Центра. И вдобавок вопреки обещаниям расходы на ее содержание возросли. Вместо положенных 17 тыс. чиновников в органах местного управления сегодня 28 тыс. человек, средства на их содержание возросли.
Для упорядочения и упрощения схемы регионального руководства, говорит Василий Иов, предполагается, в частности, за местными советами оставить сугубо законодательную деятельность, а управленческую функцию передать исполнительным комитетам. Их руководителей предлагается избирать составом советников, обеспечив тем самым их подчиненность и подконтрольность местным советам. Также предусмотрены меры по усилению ответственности местного руководства перед Центром и укреплению властной вертикали в целом. И поскольку нынешняя региональная власть очень далека от народа, планируется перейти к более компактным административно-территориальным единицам. В итоге вдвое сократятся штат чиновников и финансирование. Что вполне созвучно рекомендациям европейских организаций.
Итак, очевидно, что ПКРМ сегодня тяготеет к модели территориального деления и административного управления, более напоминающей прежнюю - привычную и апробированную. В какой мере сограждане поддержат эту форму заботы об их благе, покажут только следующие парламентские выборы. В ходе же местных выборов правящая партия, несомненно, желала бы упрочить свое влияние в регионах. Собственно, этим же стремлением руководствовался в свое время и правивший в 1999 г. правый "Альянс за демократию и реформы". Пока неясно, какую позицию в этом вопросе займут международные финансовые структуры, которым в 2002 г. Республика Молдова действительно должна выплатить "пиковую" сумму.
Подготовленный комиссией Василия Иова проект поправок к законам по административно-территориальной реформе уже прошел юридическую экспертизу в парламенте и направлен на рассмотрение в правительство. Как сообщил на днях президент Владимир Воронин, до конца текущего года законопроект может быть принят. И тогда в следующем году состоятся досрочные местные выборы.
Кишинев