"Взаимные претензии металлургов", "дешевые украинские трубы", "Россия вынуждена вводить квоты"... Даже человек, далекий от проблем металлургии, не раз слышал отголоски этого большого трубного противостояния. В двух словах: Россия при помощи квот и драконовских таможенных пошлин ограничивает присутствие на своем внутреннем рынке продукции зарубежных металлургов. Предлог достаточно убедительный - импортные трубы дешевле отечественных, что не дает развиваться отечественной трубопрокатной промышленности.
Киев - наш основной и традиционный торговый партнер - по понятным причинам решительно возражает против квот и пошлин, указывая на откровенно нерыночную позицию Москвы. И предпринимает ответные шаги. Естественно, что сугубо деловые разногласия тут же начинают "разруливать" политики, что только усугубляет проблему, добавляя ей политическую остроту.
Узел противоречий окончательно запутывают данные┘ российской (!) статистики. Согласно сообщениям Госкомстата, производство труб в России за 7 месяцев 2001 г. увеличилось на 11,1%, до 3,13 млн. т. Из них 1,4 млн. т бесшовных труб и 1,67 млн. т электросварных. Сухие цифры свидетельствуют: производство увеличилось почти на всех крупных трубных российских предприятиях. Волжский ТЗ показал рост на 37,4%, ЧТПЗ - на 15,4%, Выксунский метзавод - на 11,7%, Синарский ТЗ - на 11,4%, Тагмет - на 11,1%, Северский ТЗ - на 1,7%, ПНТЗ - на 0,5%. Не будет лишним вспомнить, что за два предыдущих года - 1999 и 2000 - производство труб выросло почти вдвое. При этом продукция не ржавеет на складах. Потребление труб порой даже опережало их производство.
Из этих данных следует, что наши трубники преодолели последствия приснопамятного августовского кризиса и, динамично развиваясь, даже опережают по темпам роста производства российскую промышленность в целом. Успехи российских металлургов, безусловно, радуют, но при этом запутанную ситуацию с ограничениями на украинскую трубу, увы, не проясняют. Скорее наоборот. Наверное, не было бы вопросов, если бы отрасль начала набирать обороты после того, как при помощи квот и пошлин с рынка стали выдавливать "дешевых" конкурентов. Но ведь произошло не после, а до┘ В этом смысле можно понять и разделить недоумение их украинских коллег. Своя правда есть у каждого из славянских народов. Задача в одном: услышать и попытаться понять точку зрения оппонента.
Нелепость ситуации усугубляется и тем, что и российские, и украинские производители труб время от времени начинают жестко конкурировать за рубежом. Кадры и технологии у нас примерно на одном уровне (в конце концов проектировали и строили металлургические заводы одни и те же люди), поэтому и сегмент рынка часто оказывается один и тот же.
Вывод напрашивается буквально сам собой. Очевидно, что это тот самый случай, когда надо договариваться. Так или иначе, но в чем-то уступить придется обоим сторонам.
Не нужно изобретать колесо: соблазн отгородить "свой хороший", хоть и дорогой (в всех смыслах) рынок от "гадкого дешевого" чужеземного товара испытываем не только мы. Справедливому чувству обостренной ответственности за благополучие отечественного товаропроизводителя подвержен весь мир.
В России защищать отечественных металлургов необходимо хотя бы уже из-за того, что наши крупные заводы несут непосильные расходы по содержанию социальной сферы и довольно часто являются чем-то вроде спонсоров для целых поселков и городов. Не говоря уже о таких традиционных проблемах, как недостаточный приток инвестиций, морально устаревшее и физически изношенное оборудование, менее продвинутая (по сравнению с той же Украиной) система льгот по налогам.
На Западе менеджеры металлургических компаний не знают такой проблемы, как принудительное содержание городов, но зато знают другую: слишком дорогая рабочая сила. А где-нибудь в Азии, где и рабочая сила стоит копейки, и на социальные программы менеджеры заводов особо не тратятся, нет дешевого сырья и электроэнергии. И все эти обстоятельства тоже накладывают ограничения на процесс свободной конкуренции.
Компромисс - единственный путь выхода из торговых тупиков. И поскольку мы с Украиной тоже стоим в очереди на вступление в ВТО, у нас нет другого пути. В переводе на прагматичный язык цифр это значит, что украинской трубе на нашем рынке все равно быть, но размеры ее присутствия - тема для обсуждения. Скорее всего в будущем году речь будет идти о привычных для России 620 тыс. тонн, хотя точная цифра еще уточняется в процессе переговоров.
У проблемы есть и еще одна сторона. Кроме интересов производителей труб, существуют интересы и потребителей этих самых труб. Нефть продолжает дешеветь. Для нашего бюджета эта производственная проблема становится социально-политической. Казна традиционно держится на нефти. Без снижения себестоимости добычи и экспорта энергоносителей под вопросом окажется финансирование ряда федеральных программ. То есть и для нас самих в стратегическом плане невыгодно полностью убирать с рынка конкурентов, предлагающих продукцию аналогичного качества, но ценой ниже.
В омуте проблем повод для оптимизма один: переговоры продолжаются. Учиться договариваться, пожалуй, мы обречены┘