- Можно ли считать, что Азербайджан является непосредственным участником антитеррористической операции?
- Да, можно.
- Какая выгода Азербайджану от этого? Рассчитывает ли Баку на адекватные шаги со стороны Вашингтона для разрешения своих проблем?
- Когда наша республика стала поддерживать США и в целом антитеррористические операции, мы не ставили перед собой целью что-то получить за это. Мы прежде всего думали о том, что надо сообща бороться с международным терроризмом. Наша страна острее многих других ощущает необходимость этого, так как мы сами страдали от террора. Как известно, начиная с 1988 г. Азербайджан сталкивался с армянским сепаратизмом и терроризмом. Армянские сепаратисты со своими сообщниками организовали более 30 терактов, в результате которых погибли более 2000 азербайджанцев и сотни получили увечья. Поэтому мы прекрасно понимаем, что такое терроризм, какую угрозу он представляет для безопасности людей и суверенитета государств. Одним словом, мы о выгодах и тем более о каком-то торге не думали. Конечно, это, в свою очередь, должно привести к адекватному отношению к Азербайджану, и думаю, что такое отношение со стороны США уже формируется.
- Вы недавно были в Соединенных Штатах, и нет сомнений, что там очень довольны азербайджанской поддержкой позиции Вашингтона. Какие темы затрагивались в ходе вашей поездки?
- В Соединенных Штатах я встречался с представителями конгресса, сената, администрации США и убедился, что в американском обществе отношение к нашей стране изменилось в лучшую сторону. Не только специалисты по Азербайджану, но многие политики и представители общественности стали еще громче говорить о том, что Азербайджан является ключевой страной в этом регионе и с ним надо поддерживать более тесные контакты. Я думаю, что в результате этого конгресс и сенат приступили к отмене 907-й поправки, и мы надеемся, что вскоре президент США подпишет соответствующий документ. А отмена 907-й поправки, в свою очередь, откроет перед нами более широкие возможности для сотрудничества в области безопасности и борьбы против терроризма.
- Насколько я знаю, речь не идет о полной отмене поправки, а лишь о временной приостановке ее действия. А некоторые СМИ пишут о том, что отмена поправки повлечет за собой полномасштабное американо-азербайджанское военное сотрудничество. Так ли это?
- Дело в том, что согласительная комиссия предоставила президенту право приостановить действие поправки до 31 декабря 2002 г. Однако если президент США сочтет необходимым дальнейшую приостановку, то впредь это можно будет сделать без согласования с сенатом и конгрессом. Вообще-то для нас была важна политическая и психологическая сторона данного вопроса, так как за девять лет, пока применялась эта поправка, Азербайджан доказал, что может выжить и без поддержки. А Армении за эти годы оказывалась заметная финансовая поддержка, в то время как Азербайджан получал очень мало помощи, и то лишь через неправительственные организации. Я думаю, уже само американское общество понимает, что нас наказывали зря. Это наказание не имело под собой ни политической, ни психологической, ни нравственной почвы. Теперь все изменилось, и мы благодарим американцев за новый подход к этой проблеме. Что же касается военного сотрудничества Армении с США, то поправка 907 за эти годы не применялась по отношению к Армении, они получили определенные суммы от США для развития своей военной промышленности.
- Предусматривает ли приостановка действия 907-й поправки военную помощь Азербайджану? И если да, то в каком именно виде?
- Конечно, отношения с американской стороной будут развиваться более интенсивно - по вопросам сотрудничества в области обеспечения безопасности азербайджанских границ, подготовки азербайджанских военных кадров в военных академиях США, поставок новой техники и технологии. Я встречался с первым замминистра обороны США, мы говорили о конкретных областях сотрудничества после приостановки действия 907-й поправки. По крайней мере контуры будущего сотрудничества уже определены.
- В последнее время много говорится о приходе НАТО в Азербайджан. Насколько это реально?
- Я не хочу ничего прогнозировать, так как мы никогда на официальном уровне не заявляли и сегодня не заявляем о том, хотим ли этого или нет. Да, мы активно сотрудничаем с НАТО, но о непосредственном участии в этой организации говорить пока рано.