- О том, что случилось, поступает много противоречивой информации. Расскажите, пожалуйста, что же на самом деле произошло в Якутске?
- 26 ноября прокурор города Якутска господин Яковлев санкционировал обыск в гостинице "Тыгын-Дархан". В основном в поле зрения следователей прокуратуры, которые производили данные следственные действия, попали социологи и журналисты, приехавшие на заседание Верховного суда Республики Саха (Якутия), на рассмотрение дела, которое вчера вечером было отложено на неопределенное время.
Итак, в гостинице "Тыгын-Дархан" производился обыск. Что искали там? По сведениям, полученным от пострадавших, искали какие-то листовки. Никто не объяснял, что искали и зачем искали. Далее, у пострадавших были изъяты в основном персональные компьютеры, ноутбуки, а также вся документация, в том числе даже та, которая находилась в корзинах, то есть мусор. Обыск производился с 8 часов вечера до 4 часов утра. По каким причинам он производился в ночное время - неизвестно. Считаю, что обыск был произведен с нарушением закона. Не только правил уголовного процесса, но также с нарушением Конституции Российской Федерации, то есть Основного закона нашего государства. Ко мне обратилась одна из потерпевших в связи с тем, что сотрудники прокуратуры доставили ее в прокуратуру города, где попросили дать какие-то показания. Никакие вопросы ей не задавали. Когда меня известили об этом, прошло уже более 5 часов. Все это время она находилась в стенах прокуратуры города. Непонятно даже, в каком качестве она задержана, доставлена: как свидетель, подозреваемый, обвиняемый? Суть вопроса не разъяснили. Приехав в прокуратуру, я попросил у следователя аудиенции с потерпевшей в связи с тем, что ей необходимо право на защиту, а также в связи с необходимостью определить наше положение. Однако мне в грубой форме было отказано. Несколько следователей попросили мое удостоверение, убедились в том, что я являюсь членом коллегии адвокатов, и им ничего не оставалось делать, как попросить мой диплом о высшем юридическом образовании. Я сомневаюсь, что они сами имеют данное образование.
Я им объяснил ситуацию, что защитник у нас допускается к следствию по предоставлении ордера. В ответ на это меня в грубой форме, с применением физической силы просто выставили из следственного кабинета и попросили удалиться. Позже, по прошествии полутора часов, нас все-таки допустили к следственным действиям. Мы воспользовались статьей 51 Конституции, то есть отказались от дачи показаний в связи с тем, что нам неизвестно, в чем нас обвиняют. Никаких вопросов не задавалось. Девушка приехала на заседание Верховного суда, то есть она независимый журналист, приехавший с целью освещения сложившейся в Якутии ситуации в центральных средствах массовой информации.
- Ими что-то было найдено?
- Не могу ответить на данный вопрос.
- Почему? Вы там не присутствовали, не было понятых, было присутствие посторонних лиц?
- Нет. При производстве обыска в гостинице "Тыгын-Дархан", лица у которых этот обыск производился, попросили, чтобы на данном следственном действии присутствовал адвокат. Когда адвокат пришел на данное следственное действие, его опять же с применением физической силы проводили до лифта и отправили на первый этаж.
- Я специально об этом спросил. Они говорят, что адвокат был допущен, он присутствовал и вся документация по изъятию или обнаружению зарегистрирована официально.
- Насколько я знаю, адвокат, с которым мы вместе работаем по данному делу, допущен к следственным действиям не был.