У Таджикистана, в отличие от других постсоветских республик, особая судьба. Часть новых независимых государств развивалась по "мирному сценарию" становления суверенитета, другие были вовлечены в кровопролитные межэтнические конфликты. В Таджикистане все произошло иначе.
Россия изначально не была намерена отсюда уходить. Поэтому и не раздавала свое оружие, как это происходило в иных регионах бывшего Союза, откуда в экстренном порядке выводились российские войска. Таджикистан не получил ничего, но зато здесь осталась 201-я дивизия. Это предопределило целый ряд особенностей дальнейшего развития.
Кроме того, Таджикистан психологически пострадал от советской агрессии в Афганистане: многие представители местной интеллигенции были призваны в армию и направлены в Афганистан для работы в качестве переводчиков, советников в партийные, комсомольские (молодежные) органы. Советские таджики увидели, что "интернациональная помощь" на самом деле нередко означала геноцид их афганских соотечественников и вообще мусульман. Психологический стресс сыграл главную и решающую роль в становлении демократической и исламской оппозиции в Душанбе.
Большие изменения претерпела традиционная система формирования власти. В советские времена коммунисты пытались соблюдать баланс регионального представительства в руководящих органах. И если первый секретарь всегда был выходцем с севера республики, то руководителями Верховного совета и правительства в обязательном порядке назначались представители других регионов. Соблюдение баланса позволяло избежать недовольства номенклатуры. Недовольна была интеллигенция, понимающая, что истинная власть в любом случае находится в руках северян.
В 1992 г. эта конфигурация власти была полностью разрушена. К власти пришли представители Куляба. Президент Рахмонов стал понимать, что это также может вызвать негативную реакцию. Назначения стали носить более сбалансированный характер, и это до сих пор является одним из важных элементов внутриполитической жизни страны.
Главное событие десятилетия - 5-летняя гражданская война. Она началась с отстранения от должности первого президента Каххора Махкамова, получившего свою новую должность в качестве "наследства" от бывшей власти. Настала смута. Люди требовали демократических выборов. Никто в предвыборной горячке не стал разбираться, почему Москва в лице части российской военной элиты была заинтересована в том, чтобы главой государства стал Рахмон Набиев, а не интеллигент Давлат Худоназаров. Хотя у Худоназарова тоже имелась мощная группа поддержки в лице Александра Яковлева, Михаила Горбачева, Геннадия Бурбулиса. Однако конкурировать со ставленником военных им не удалось.
Вскоре вспыхнула гражданская война, в ходе которой большие потери понесли не только таджики, но и российские войска. Считается, что инициатором начала переговорного процесса между вооруженной оппозицией и властями стала Москва. Но мало кто помнит, что в 1993 г. лидеры оппозиции во главе с Отохтоном Латифи обратились к генсеку ООН с просьбой организовать эти переговоры. В апреле 1994 г. переговоры начались в Москве, но лишь в 1997 г. удалось достичь согласия.
В Таджикистане начался новый этап политического развития. После гражданской войны, унесшей 150 тысяч жизней, в Душанбе вернулись руководитель объединенной исламской оппозиции Саид Абдулло Нури и его сторонники. Согласно подписанному документу, рядовые моджахеды интегрировались в силовые структуры Таджикистана, полевые командиры и духовные лидеры получили министерские портфели в правительстве, сотни тысяч беженцев вернулись домой. А Исламская партия возрождения получила легальный статус и три места в республиканском парламенте. Однако изменений на ключевых должностях не произошло.
Сегодня, впрочем, даже представители бывшей оппозиции считают, что президенту Эмомали Рахмонову нет альтернативы, он - лидер нации, сумевший добиться за последние годы относительной стабильности. Но главное - президент Таджикистана пользуется полной поддержкой в Москве, где его воспринимают как главного партнера России в Средней Азии.
Увы, несмотря на достигнутую стабильность, экономическое положение страны остается очень тяжелым. Ущерб от гражданской войны, оценивается в 7 млрд. долларов. Кроме того, за последние десять лет около миллиона человек, в основном русскоязычных жителей, покинули Таджикистан. Уехали специалисты, представители творческой и научной интеллигенции, учителя и врачи. Стал ощущаеться дефицит кадров.
Тем не менее страна начала сложный процесс хозяйственных реформ. Стали возводиться такие серьезные объекты, как железная дорога Курган-Тюбе - Куляб, Сангтудинская ГЭС, Анзобский автодорожный туннель, широкий размах получило жилищное строительство.
Но и сегодня у Таджикистана много проблем, вызванных войной в Афганистане. Страна стала излюбленной зоной для наркодилеров, с которыми Душанбе борется всеми силами: только в этом году изъято более 5 тонн наркотиков, половина из них - героин. С другой стороны, активная позиция президента Рахмонова, выступающего с ценными миротворческими инициативами, значительная роль Душанбе в процессе внутриафганского урегулирования значительно повысили международный авторитет Таджикистана. И это также может стать предпосылкой к ускорению развития страны.