За все десятилетие независимости Украины, кажется, ни один закон не рождался в таких потугах, как "Закон о выборах народных депутатов". Первую попытку принять этот важнейший для жизни страны документ Верховная Рада предприняла еще 22 февраля с.г. Президент "завернул" его. С той поры Рада сделала еще четыре попытки провести законопроект, но глава государства неизменно возвращал его для доработок.
Сегодня крупные партии, несомненно, празднуют победу. Им удалось в новом законе отстоять свой порядок формирования окружных и избирательных комиссий. Раньше их формировала местная власть, что давало возможность в полной мере использовать так называемый административный ресурс. По новому закону окружные избирательные комиссии формируются из представителей партий, прошедших на прошлых выборах 4-процентный барьер, а также из тех, которые имеют в парламенте свои фракции. Часть членов комиссии составят и представители партий, которые только намерены принять участие в выборах. Но так как комиссия состоит из 20 человек, а партий, участвующих в избирательной гонке, значительно больше, то рекрутировать членов избирательных комиссий будут жеребьевкой. В любом случае половину членов этих избирательных органов заведомо составят представители оппозиционных партий. Согласно закону, туда войдут пятеро "левых" и столько же "правых". Из остальных 10, наверное, будет несложно отыскать несколько человек, негативно относящихся к президенту. Это значит, что фальсификация итогов голосования теперь сводится к минимуму, хотя можно предположить, что теперь партия власти и пропрезидентские силы постараются в полной мере использовать организационный ресурс.
В актив крупных партий следует занести и положение нового закона, не разрешающее кандидатам баллотироваться по списку и по мажоритарному округу одновременно. В эту своеобразную ловушку попадают лидеры небольших нераскрученных партий. Это в основном центристы. На Украине сейчас около 100 партий. Лидерам мелких партий легче стать народными депутатами по мажоритарным округам. Дешевле получается для них профинансировать собственную кампанию, чем выборы пусть и маленькой, но партии. Да и риска проиграть меньше.
Реализация нового закона, несомненно, приведет к уменьшению числа политических организаций в стране, но укрепит позиции радикалов, что абсолютно не способствует демократическим преобразованиям на Украине.
В первую очередь демократическое развитие страны тормозится из-за отсутствия на Украине верхней палаты парламента. До той поры пока интересы регионов в высшем законодательном органе власти будут представлять делегаты от политических партий, а не от конкретных областей, дело не сдвинется с мертвой точки. Главы облгосадминистраций справедливо полагают, что нынешние нардепы, прошедшие по партийным спискам, в первую очередь отстаивают интересы организаций, которые провели их в парламентские кресла.
Что касается депутатов, прошедших в Верховную Раду по мажоритарным округам, то чаще всего они заняты в парламенте решением собственных вопросов. В основном это состоятельные люди, достигшие успеха в бизнесе, или руководители крупных предприятий. У них хватает собственных забот, и политические проблемы их мало волнуют. "Мажоритарщики" в лучшем случае решают проблемы своих избирателей. Им достаточно перед выборами заделать десяток дыр в асфальте разбитых дорог, отремонтировать пару классов в местной школе, красиво рассказать об этом в СМИ - и можно прослыть хорошим депутатом.
Получается порочный круг. Без верхней палаты парламента региональное руководство не заинтересовано в создании на местах крупных центристских партий. А без таких партий невозможно создать в парламенте большинство, способное проводить демократические реформы...
Серьезным тормозом на пути региональной политики стала жесткая властная вертикаль. До той поры пока губернаторы назначаются главой государства, а не избираются всенародно, они целиком зависят от воли президента. Может быть, такая схема и дает возможность гаранту Конституции легче управлять страной, но она сковывает инициативу на местах или развязывает губернаторам руки. К сожалению, президент не хочет понять, что при этой схеме он несет прямую ответственность за своих назначенцев, а также и за их деяния.
Между тем на Украине все заметнее назревают противоречия между регионами. В этой многонациональной, большой по европейским меркам стране выделяются три крупные группы населения. Две из них представляют в общем титульную нацию. Наиболее влиятельная из них - не самая многочисленная, но самая агрессивная группа националистически настроенных деятелей. В основном это выходцы из западных областей. Их условно можно назвать "державниками". Они выступают за унитарное государство, не желая замечать, что в состав Украины уже входит Автономная Республика Крым. Представители этой группы любят величать себя национал-демократами, не замечая всей нелепости подобного словосочетания. Как можно быть националистом и одновременно демократом? Это что - равенство только для своих? Они добиваются, чтобы все жители говорили только на украинском языке и отказались от своей истории и культуры. Так недолго восстановить против себя все остальное население страны. Дай им возможность - они завтра оденут всех в рубашки-вышиванки и шаровары шириной с Черное море.
Представители этой группы в свое время на волне самостийной эйфории пришли к власти. Они и сейчас продолжают диктовать народам Украины свою волю, не желая замечать, что бездарным руководством уже 10 лет ведут страну к экономическому и социальному краху. Им невдомек, что чем сильнее они будут давить на граждан страны, тем сильнее будет сопротивление.
Вторая группа - "экономисты". В нее входят и украинцы, и русские, и представители других национальностей, для которых дорого благополучие страны. В основном эти люди владеют как украинским, так и русским языками. Главной своей задачей они видят стабилизацию в стране и подъем экономики государства и немало делают для этого. В основном это жители востока, юга и центральных регионов. По своим убеждениям "экономисты" интернациональны. Они уважают всех и особенно тех, кто хорошо работает и приносит стране пользу. За ними будущее. Их кандидаты будут иметь наиболее солидные шансы и на предстоящих выборах.
Группе украинских националистов противостоит группа русских националистов. Их влияние в последнее время усиливается - помогают "державники" своей неумной политикой.
Внутренние противоречия в стране растут. Новый закон о выборах как-то мог бы их сгладить. Он, конечно, лучше старого, но далек от совершенства. Это хорошо понимает и президент Леонид Кучма. Поэтому он и предложил народным избранникам внести до выборов в этот акт еще соответствующие поправки, но нардепы скорее всего тихо проигнорируют пожелания гаранта Конституции, а он не станет настаивать на своих требованиях. И все останется по-старому.
Донецк