- Нино Анзорьевна, спикер верхней палаты российского парламента Егор Строев выразил надежду, что с вашим приходом в руководство грузинского парламента начнется "потепление в грузино-российских отношениях, установятся нормальные, хорошие, уважительные отношения, такие, какие были всегда".
- Конечно, я буду пытаться внести свою лепту в положительное развитие российско-грузинских отношений. Я считаю, что у Грузии и России должно хватить мужества и ума, чтобы строить равноправные, партнерские и добрососедские отношения. Я очень надеюсь, что после встречи президентов наших государств начнется новая эпоха в российско-грузинских отношениях. Сегодня наши отношения совершенно неудовлетворительные. Я считаю, что это не в интересах ни одного, ни другого государства. В последнее время у нас было ощущение, что идет идеологическая война против Грузии. Все происходящее в нашей республике российские СМИ преподносили однобоко, в очень темных тонах. Говорили о чеченских боевиках в Панкисском ущелье, но откуда они пришли - замалчивалось. В бездействии обвиняли грузинских пограничников, забывая при этом, что по ту сторону границы находятся российские пограничники. Я заявляю, что Грузия не поддерживает чеченских сепаратистов, не помогает боевикам. Но от отдельных случаев никто не застрахован.
- Находится ли в Грузии Руслан Гелаев или нет?
- Я не могу это ни подтвердить, ни опровергнуть. Но у меня есть абсолютно четкая позиция по отношению к тем лицам, которые подозреваются в совершении тяжких преступлений: если такие лица находятся на территории Грузии и грузинские власти получили необходимые в таких случаях документы, они должны быть выданы.
- В вашем первом выступлении на заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ вы довольно нелестно отозвались о деятельности этой международной организации.
- Я считаю, что не следует закрывать глаза на существующие проблемы, иначе мы никогда их не решим. Грузия не может считать удовлетворительной работу Содружества Независимых Государств, Межпарламентской ассамблеи за последние восемь лет. Когда Грузия вступала в СНГ, она питала надежды на особую роль Содружества в урегулировании конфликтов в Абхазии и так называемой Южной Осетии, относительно развития экономического сотрудничества, рассчитывала на свободу передвижения. Наши надежды, к сожалению, не оправдались. Содружество Независимых Государств, Межпарламентская ассамблея должны делать все возможное, чтобы более эффективно работали имеющиеся механизмы, создавать новые, если требуются. Больше внимания, на мой взгляд, должно уделяться вопросам исполнения решений Совета глав государств СНГ.
- Что является сегодня главным камнем преткновения в грузино-российских отношениях?
- Безусловно, это абхазская тема. Потому что 90% населения Грузии винит в происшедшем в Абхазии определенные российские силы, которые в свое время открыто поддерживали сепаратистов. Это признал даже президент Борис Ельцин. И в Грузии абсолютно уверены, что Россия при желании могла бы способствовать мирному урегулированию конфликта. Если с российской стороны будут сделаны определенные шаги, например, в Совете Безопасности ООН, то, конечно, грузино-российские отношения сильно изменились бы к лучшему.
- "Определенные российские силы", как вы сказали, и сегодня не скрывают, почему они не только не делают шаги в урегулировании конфликта в Абхазии, но и всячески этому препятствуют. Тем самым сдерживают вступление Грузии в НАТО.
- У России намного более продвинутые отношения с НАТО, чем у Грузии. Достаточно вспомнить недавнее предложение Тони Блэра относительно создания новой двадцатки вместо формата "19+1". Но когда к Грузии пытаются применить принцип: то, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку,- это не что иное, как классический пример двойных стандартов. Получается, России можно дружить с НАТО, а Грузии - нельзя. Но если Россия будет относиться к Грузии как к нормальному партнеру, дружественной стране, я думаю, эти вопросы станут неактуальными. Последнее заявление Владимира Путина об отношениях России с НАТО должны снять те претензии, которые предъявляются к Грузии.
- Грузия раздражает те же "определенные российские силы", когда бывшую российскую военную базу в Вазиани начинают обхаживать военные представители Турции, а страны Североатлантического альянса передают закавказской республике в дар вертолеты, катера, иную технику и обмундирование...
- Грузия оказалась единственной страной на всем постсоветском пространстве, которая ничего не получила из военного имущества бывшего СССР. Грузия просила Россию оставить хотя бы два, так сказать, ржавых катера для того, чтобы мы могли патрулировать наши береговые воды: пресекать ввоз контрабанды, оружия, наркотиков, нелегальную миграцию. Мы не получили ничего. Действительно, американцы, немцы, турки или греки оказывают нам помощь в строительстве армии. Не понимаю, почему мы должны отказываться.
- Появилась информация, что Грузия в одностороннем порядке может отменить визовый режим для граждан России.
- Я не думаю, что это произойдет. Грузия - единственная страна на всем пространстве СНГ, в отношении которой был введен визовый режим. И никто из стран СНГ не отреагировал на это несправедливое решение. Именно тогда ряд депутатов стали ставить вопрос о целесообразности нахождения Грузии в СНГ. Аргументы же, что визовый режим введен исключительно для того, чтобы перегородить путь террористам и боевикам, стали совершенно абсурдными, когда для двух конфликтных регионов - Абхазии и так называемой Южной Осетии были введены льготные режимы. Именно на территориях, на которые сегодня не распространяется центральная власть Грузии, вольготно чувствуют себя преступники. Введение визового режима Россией было расценено нами как наказание Грузии за самостоятельную международную политику, за отношения или симпатии к НАТО, за то, что Грузия пытается вывести российские военные базы.
- В том числе и миротворческие войска...
- Грузии небезразлична судьба семей тех 86 российских миротворцев, которые погибли в ходе выполнения своей миссии. Но поймите и нас. Среди мирного населения за это же время погибло более 1600 мирных граждан, именно мирных граждан, а не партизан, было сожжено более 6000 домов, дважды находились на грани возобновления войны, в 1998 году мы получили вторую волну беженцев - 40 000 человек из Гальского района. То есть миротворцы не смогли оправдать свой мандат, свои возможности они исчерпали. Это и вынудило грузинский парламент принять известное решение, и мы не собираемся его пересматривать. Если же будет возможным изменить мандат, перенести посты миротворцев с реки Ингури до реки Галидзга, дополнить миротворцев теми же эсэнговскими силами, то вопрос может быть дополнительно обсужден. Последнее слово за президентом.
- Абхазы сегодня заявляют, что считают не только возможным, но и нужным возвращение тех беженцев, кто не совершал преступлений, не воевал против них. А грузинские власти не позволяют беженцам возвращаться.
- Я считаю, что те люди, которые совершили военные преступления, должны понести наказание. Будь то грузин, абхаз, русский или чеченец. Но дело в том, что абхазы называют преступниками всех людей, без исключения, которые взяли оружие и защищали свои дома, своих жен, своих детей, свои семьи. В таком случае, получается, что никто из беженцев не должен возвращаться.
- Армения, Азербайджан, Турция, Иран ждут не дождутся открытия автомобильной и железной дорог через Абхазию в Россию. Каковы перспективы в этом вопросе?
- Грузия за то, чтобы Абхазия была процветающим краем. Чтобы там люди жили мирно, счастливо, в достатке. Но Грузия против того, чтобы в Абхазии жили только абхазы. У тех 300 тысяч беженцев, которые были насильно изгнаны из Абхазии, другой родины нет, равно как и у абхазов. Мы обречены жить вместе. Задействование же транспортных коммуникаций однозначно должно быть связано с возвращением беженцев к своим родным очагам.
- То есть вы считаете возможным открытие автомобильной и железной дорог еще до определения статуса Абхазии?
- Совершенно верно. Возвращаются беженцы, и параллельно открываются дороги.
- Абхазская сторона и посредники урегулирования конфликта заявляют, что введение войск в Кодорское ущелье тормозит переговорный процесс.
- Мы все были бы рады, если бы в Кодорском ущелье и в целом в Абхазии было спокойно. Ввели войска для обеспечения безопасности местного населения. Чтобы их не бомбили самолеты. Передвижение грузинских войсковых частей является внутренним делом Грузии. Войска не собираются начинать военные действия и тем более не угрожают России.
- Джавахетские армяне категорически против возвращения турок-месхетинцев и против вывода военной базы из Ахалкалаки. Как власти Грузии собираются решать эту проблему?
- Я не думаю, чтобы делались такие категорические заявления. Люди, проживающие в этом регионе, являются гражданами Грузии, и они уважают законы своей страны. Относительно так называемых турок-месхетинцев у нас есть обязательства перед Советом Европы. Это очень сложная, болезненная проблема, и в Грузии сейчас нет возможности единовременного решения этого вопроса. Возвращение будет проходить поэтапно, так, чтобы не ущемлять интересы проживающих там людей, не создавать дополнительные очаги конфликта. Что касается воинского контингента, то большинство жителей Ахалкалаки работают на российской военной базе. Поэтому при закрытии базы не должен остаться неразрешенным вопрос обустройства людей, чтобы они не остались без работы, без куска хлеба.
- Вопрос в связи с предстоящими изменениями в Конституции Грузии, в частности с введением кабинета министров. Как вы считаете, Аслан Абашидзе может занять пост премьер-министра?
- Мне сложно говорить за господина Абашидзе, но мне кажется, что он вряд ли согласится возглавить правительство.
- Нино Анзорьевна, если народ вас попросит выставить на ближайших президентских выборах свою кандидатуру, как вы поступите?
- Народ не попросит, народ мудрый. Занять пост председателя парламента Грузии я согласилась потому, что коллеги меня убедили, что в той конфронтации, в которой был парламент, моя кандидатура могла несколько сгладить политический кризис. Относительно более ответственного поста я категорически говорю: "Нет!"
- Вы родом из Кутаиси, Имерети, а имеретинская кухня славится далеко за пределами Грузии. Вы можете запросто встать у плиты и удивить приготовленными вами кушаньями, к примеру, ваших коллег по Содружеству? Какие ваши любимые блюда?
- Я шесть лет жила в Москве и очень полюбила русскую кухню, особенно закуски, они совершенно потрясающие. Что касается грузинской кулинарии, то опередить в мастерстве мою маму пока не удается. Люблю готовить сладости, но теперь придется на время отложить мои занятия на кухне.