На днях представители прокуратуры Республики Саха (Якутия) заявили о полной и безоговорочной победе диктатуры законности во вверенном им регионе. Мол, по фактам нарушения закона в ходе предвыборной кампании в Якутии возбуждены сразу три уголовных дела. Задержаны три человека, которых обвиняют в вандализме и разжигании национальной розни, справедливость восторжествовала и т.д. и т.п.
Но не будем спешить кричать "Браво!" и бросать чепчики в воздух, а лучше посмотрим, как наше подслеповатое правосудие взялось за "экстремистов".
Итак, все началось с того, что 14 ноября в Якутске неизвестные нанесли краской на здания и памятники надписи, позорящие честь и достоинство некоторых из кандидатов в президенты. Авторов надписей, как и следовало ожидать, не нашли. Якутские сыщики только разводили руками...
26 ноября Верховный суд Якутии собрался на заседание, на котором должен был вынести вердикт о законности участия в выборах действующего президента республики Михаила Николаева. (Отметим, что заседание перенесли, поскольку представитель администрации президента Якутии выступил с ходатайством об отводе судьи Татьяны Антипиной, близкие родственники которой работали в республиканской прокуратуре. Напомним, что именно прокурор республики Николай Полятинский опротестовал регистрацию действующего президента, да и основным соперником Михаила Николаева является бывший замгенпрокурора Василий Колмогоров, что, согласитесь, наводит на подозрения о небеспристрастности суда.) Ну а поскольку скандалы вокруг Якутии уже давно выплеснулись на первые полосы газет, то накануне суда в столицу республики прибыли многочисленные журналисты российских СМИ.
И вот вечером того же дня якутских пинкертонов осенило, где нужно искать злобных разжигателей межнациональной розни. В ночь с 26 на 27 ноября 2001 года сотрудники прокуратуры, ОМОНа и почему-то ГИБДД провели серию обысков в отеле "Тыгын дархан", гостиницах "Лена" и "Стерх", где проживали и столичные журналисты, и члены предвыборного штаба Николаева. Как проходил обыск в гостинице "Стерх", рассказали журналисты издания "ГаЗеТа": "Обыскивали с 8 часов вечера до 7 утра. В моем номере изъяли сломанную дискету и плакат: "В профессии журналиста главное - безопасность". Меня допрашивали: кто я, что делаю в Якутии, по какому праву здесь работаю. Я сказал, что как гражданин страны имею право находиться и работать где хочу. Прокуратура выставила милицейские посты на каждом этаже гостиницы, а следователи продолжали допрос пиарщиков. Потом оказалось, что мы еще и в среду должны явиться в прокуратуру. В общем, полный беспредел!"
В среду вечером освободили журналиста из Якутии Алексея Толстякова, москвичей Анну Жовтую и Андрея Парфенова. В четверг задержали еще одну московскую журналистку (по этическим причинам мы не упоминаем ее фамилии и места работы). По повестке она явилась на допрос в прокуратуру, но после допроса была госпитализирована с сердечным приступом в городскую больницу Якутска. Через несколько часов (!!!) ее под конвоем автоматчиков прямо с больничной койки, несмотря на все увещевания врачей, доставили в камеру СИЗО. Что интересно, до сих пор никому из "заключенных" не предъявлено официального обвинения. Впрочем, как отрапортовал на специально организованной пресс-конференции прокурор Якутии Николай Полятинский, массовый обыск был вызван появлением в республике листовок, которые "оскорбляют честь и достоинство кандидатов на пост президента" и "разжигают национальную рознь". Правда, самих листовок, из-за которых проводились оперативные мероприятия, в республике не видел ни один журналист. Не было таких листовок ни на столбах, ни на заборах, ни где бы то ни было еще. Но в прокуратуре (вот это оперативная хватка!) они, видимо, висели на каждом углу. Правда, прокурор на пресс-конференции показать "вещдоки" отказался. Лишь на следующий день удалось увидеть один экземпляр "листовки". На листочке бумаги, отпечатанном на компьютерном принтере, написано, что отпечатаны они "по заказу кандидата в президенты РС (Я) Колмогорова В.В." тиражом 100 экземпляров.
"Якуты Алдана! Обращаюсь к вам как к истинным патриотам Республики. Почему ресурсами нашей многострадальной Республики распоряжаются только русские? Почему крупнейшими предприятиями Якутии руководят только русские? Почему Путин хочет оставить во главе компании "АЛРОСА" именно русского? Я не только знаю ответ, но еще я знаю, как защитить от посягательств Москвы коренное население Республики Саха. Я знаю, почему меня не поддержал Кремль. Потому что я всей душой болею за Вас, за настоящих хозяев Республики Саха. Василий Колмогоров".
Была ли изъята эта "листовка" в ходе обыска или, если, конечно, верить прокурору Полятинскому, именно она стала поводом для обыска - неизвестно. Неясно и на основании чего были установлены якобы авторы этого воззвания (по элементарной логике, такие же обыски нужно было провести и в штабе Василия Колмогорова - а вдруг эти листовки действительно там печатались?). Понятно только одно: чтобы на основании таких, мягко говоря, "доказательств" обвинять серьезных людей в совершении уголовных преступлений, нужно обладать либо очень сильным воображением, либо очень сильной заинтересованностью "сшить дело".
"Совершенно очевидно, что в Якутии со стороны прокуратуры произведены определенные действия, которые не укладываются в общую юридическую процедуру, - заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" бывший министр юстиции Валентин Ковалев. - По свидетельствам потерпевших, в ходе избирательной кампании в Якутии прокуратура в ряде случаев прибегала к допросам, обыскам, задержаниям, применяя действия, которые на уровне международного права характеризуются как угрозы и истязания". Кроме того, Ковалев обвинил прокуратуру республики в оказании поддержки замгенпрокурора Василию Колмогорову: "Не зафиксировано ни одного факта, когда каким-либо дискриминационным мерам подвергались лица из избирательного штаба Колмогорова, в отличие от штабов других кандидатов". По мнению экс-министра юстиции, "эти действия прокуратуры вольно или невольно обрекают всю избирательную кампанию Колмогорова на неудачу", так как не исключено, что в случае его победы "возникнут юридические основания для оспаривания результатов выборов по причине использования кандидатом служебного ресурса для достижения своих целей". Кроме того, Валентин Ковалев сообщил, что передал ряд материалов с фактами, "в которых обнаруживаются признаки должностных злоупотреблений со стороны Колмогорова", в Генпрокуратуру и суд.
Между тем в прокуратуре Якутии уже прозрачно намекнули о готовности использовать возбужденные уголовные дела для снятия Михаила Николаева с предвыборной дистанции. Вообще-то - по закону - утверждать, что какой-либо человек разжигал межнациональную рознь путем изготовления листовок, может только суд. Но, видимо, в прокуратуре, ставшей на время пиар-агентством, про закон уже забыли...